Настоящий смысл фильма «Когда деревья были большими», о котором не говорят в рецензиях

Обычно отзывы на этот фильм можно поделить на два типа. Одни видят приторную сказку, что-то типа "лента пропитана надеждой на доброту, и на то, что каждому найдется свое место". Такие зрители готовы превозносить ленту, называя шедевром.

Настоящий смысл фильма

Вторые считают что перед глазами — типичная советская агитка о перевоспитании тунеядца. Трудолюбие, колхоз, планы и нормативы. Вот это всё. Но таких критиков — меньшинство.

Однако почему-то в рецензиях мало кто обращает внимание на то, что всё не так просто, и лента в большей части — психологическая драма. И работает на ура.

Это история о человеке по имени Кузьма Иорданов (Юрий Никулин), буквально опускающемся на самое дно: одинокий забулдыга, без постоянной работы — он не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь.

И узнав о том, что в ближайшее время его погонят метлой из Москвы, он пытается воспользоваться открывшейся возможностью.

Настоящий смысл фильма

Однажды (после одной неуклюжей попытки помочь пожилой гражданке) он попадает в больницу, где его навещает Анастасия Борисовна — малознакомая Кузьме женщина, пожалевшая одинокого человека. Она рассказывает нашему герою о некой деревеньке, где живёт девушка-сирота Наташа. Во время Великой Отечественной Войны годовалая Наташа осталась без родителей. И выросла в совершенно далёком колхозе, где её воспитали местные. Вот Кузьма и решил прикинуться отцом девушки, и найти укромный уголок для дальнейшего безделья.

Именно найти "тёплое место" и заставило Кузьму притвориться отцом Наташи. Как и все пьяницы, что желают найти заботу и уход. И это главный момент, который не замечают как наивные любители "добрых историй", так и те, кто перед глазами видит социальный плакат.

Переломный момент — это приезд Анастасии Борисовны в деревню: она точно знает, КТО такой Кузьма Иорданов. И что он точно не отец девушки. Но встреча не сулила разоблачения: старушка поняла, что два одиночества нашли друг друга — и решила не вмешиваться.

Кузьма понимает: в него поверили, и дали настоящий шанс. Он бежит на завод чтобы проверить себя: а может ли он, тот который теперь кому-то нужен, и в которого кто-то поверил, быть частью общества?
Как оказалось, может. И вот тут-то Иорданова "накрывает" по-настоящему: он, обманщик, у которого вроде всё складывается удачно.
Верный способ очистить совесть — признаться Наташе. "Я не твой отец". Но та делает вид, что не верит ему. И это важный момент в истории: в глубине души девушка всё прекрасно понимает. Но она нашла счастье. Рядом — хоть и беспутний, но тот, кого можно называть отцом; а еще её где-то дожидается жених. Настоящее счастье.

И это всё начинает осознавать и сам Иорданов. В котором проявляется желание что-то делать. Быть продуктивным, как это модно сейчас говорить.

Настоящий смысл фильма

Трудолюбие — это всё-таки качество человека, у которого есть хоть какой-то смысл в жизни. Без него — ни фронтовые заслуги, ни пятый разряд на заводе не имеют никакого смысла.
И это нарочито подчёркивается режиссёром. Все эти фоновые вставки по радио и ТВ о "пополнении кладовых" и прочих "повышениях удоя" могут показаться признаком стандартной социальной агитации. Но на деле это нужно лишь для создания мощного контраста между жизнью тогдашнего общества и драмой обычного человека.
Только обретя смысл жизни, можно с увлечением ударяться в "выполнение планов" и прочую общественную суету.

Так является ли фильм агиткой? Безусловно. Но это тонкая работа, которая прямым текстом говорит: сначала счастье человека. А потом уже всё остальное.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Дзен
    Ответить

    Автор , где вы взяли третий снимок, в фильме нет такого кадра?

    1. Frost
      Ответить

      https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3039/foto/170682/#foto

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек