Кто придумал лоботомию и что стало с сестрой президента США после неудачной операции

В 1848 году американский железнодорожный служащий Финеас Гейдж получил в результате несчастного случая страшную травму — стальной прут прошил щеку мужчины, прошел через мозг и вышел наружу в передней части черепной коробки. Прут вытащили, но было ясно, что железнодорожник не жилец. Но Финеас Гейдж странным образом выжил, причем физическое здоровье особо не ухудшилось. А вот с психикой у железнодорожника произошли явные изменения.

До несчастного случая окружающие знали мистера Гейджа как тихого богобоязненного человека, а после травмы он стал настоящим богохульным дебоширом, да еще и предающемся разврату. Такое резкое изменение поведения дало возможность врачам понять, что вмешательство в мозг может привести к изменению психики.

Прошло примерно 4 десятка лет и швейцарский врач Готлиб Буркхардт, работавший в психиатрической клинике, решился на преднамеренное вмешательство в мозг шестерых тяжелобольных буйнопомешанных пациентов. Медик удалил каждому из них часть коры головного мозга, надеясь подобной операцией облегчить страдания несчастных. В результате хирургического вмешательства один из пациентов спустя 5 суток умер в тяжелых муках, другой совершил суицид, поведение еще 2 не изменилось, а пара больных реально стала спокойнее, они практически перестали причинять хлопоты работникам клиники. Сам Буркхардт остался доволен результатами эксперимента.

Рассвет лоботомии

Затем в истории лоботомии наступил длительный перерыв. Любое хирургическое вмешательство продолжало оставаться опасным, но после Первой мировой войны медицина сделала резкий скачок вперед, люди перестали бояться операций. А еще психиатры накопили богатый опыт в диагностировании психических заболеваний, но вот с их лечением особого прогресса не наблюдалось.

И тогда вспомнили о старом эксперименте швейцарского медика. Джон Фултон и Карлайл Джекобсон работали в лаборатории нейрофизиологии приматов. Они решили попробовать проводить операции на коре лобных долей мозга отличавшихся буйным нравом шимпанзе. После хирургического вмешательства поведение животных становилось спокойнее, правда утрачивалась способность приматов к обучению.

Результат этого эксперимента стал широко известен в мире медицины, и португальский врач Эгаш Мониш решил поставить опыт над человеком. Он разработал теорию, согласно которой пересечение волокон в лобной доле головного мозга может привести к улучшению психического здоровья человека. Подопытными кроликами оказались безнадежно больные буйнопомешанные пациенты психиатрической клинике. Согласно разработанной методике в черепе сверлилось отверстие, через которое вводили специальную петлю рассекающую белое вещество. Поскольку сам мозг не удалялся, то операцию назвали лейкотомией, а если удалять часть мозга, то получалась полноценная лоботомия. К ней стали прибегать заокеанские последователи Эгаша Мониша, причем для вскрытия черепной коробки они поначалу использовали щипцы для колки льда.

Проводил ли первую операцию сам Мониш неизвестно, 62-летний медик страдал подагрой, так что есть сведения, что это сделал его коллега Моница Алмейда Лима. Мониш сообщил миру о полном успехе проводимой по его методике операции — из первых 20 пациентов у 14 было отмечено или улучшение или полное выздоровление. Еще у 6 заметных изменений психического здоровья не было отмечено, но и никакого ухудшения тоже не наблюдалось.

Последователи у португальца нашлись быстро, причем они не только рассекали волокна мозга, но и удаляли его часть. В 1949 году Эгашу Монишу присудили Нобелевскую премию, а в США лоботомию за время расцвета этой операции провели примерно 40 тыс. пациентов. Немало их было сделано и в других странах.

Трагическая судьба Розмари Кеннеди

Хотя чаще всего лоботомию проводили на безнадежных буйнопомешанных и опаснейших преступниках, иногда под хирургические инструменты попадали и вполне добропорядочные люди. Самой известной такой пациенткой оказалась Розмари Кеннеди. Она была третьим ребенком в семье политика Джозефа Кеннеди и его супруги Розы Фицджеральд (дочери известного конгрессмена) и старшей сестрой президента Джона Кеннеди.

Из-за эпидемии испанки врач, который должен был принимать роды у Розы Фицджеральд, пришел позже на 2 часа (он спасал смертельно больных), а все это время медсестра медикаментами искусственно задерживала роды. В результате новорожденная Розмари (ее назвали в честь матери) родилась с последствиями кислородного голодания.

Поначалу девочка просто считалась спокойным ребенком, а родителям было не до нее — политическая карьера отца семейства пошла резко вверх, и Роза должна была часто находиться рядом с супругом. Но потом задержка в развитии стала очевидной, меры предпринимаемые медиками не помогали. Клан Кеннеди тщательно скрывал психическую болезнь одного из отпрысков, но это делать становилось все тяжелее. Розмари остановилась на уровне развития ребенка 7-8 лет, постоянно путала понятия право-лево, писала справа-налево, не могла себя обслуживать.

Ситуация ухудшилась с началом полового созревания девочки, она стала раздражительной и агрессивной. Клан продолжал скрывать Розмари, а она взрослела и причиняла домочадцам все больше хлопот. И когда Розмари исполнилось 23 года, Джозеф Кеннеди решился на новомодную лоботомию. Операция прошла крайне неудачно, и психическое здоровье пациентки резко ухудшилось. Она в своем развитии вернулась к ребенку 2 лет. Со вспышками агрессии было покончено, но слишком дорогой ценой.

Девушку отдали в одну из спецшкол Висконсина, братья и сестры с ней практически не встречались, лишь мать навещала Розмари раз в год. В закрытом заведении сестра Джона Кеннеди пробыла до самой своей кончины наступившей в 2005 году по естественным причинам. К тому моменту скончались 4 ее брата и сестры, но она стала первой, кто умер именно по естественным причинам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек