Самым первым христианином можно назвать самого Иисуса Христа, точно также как первым буддистом был Будда, первым конфуцианцем — философ Конфуций, а первым мусульманином пророк Магомет. Ученики Христа считали его долгожданным Мессией, который освободит свой угнетённый народ и поведёт его к славе. Они вовсе не думали, что станут основоположниками новой религии, искренне считая себя правоверными иудеями. Иаков, возглавивший общину в Иерусалиме после казни Иисуса, строго следил за соблюдением иудейских религиозных запретов, руководствуясь словами своего учителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (евангелие от Матфея, гл. 5, стих 17).
Первые апостолы были сообществом самых разных людей иудейского вероисповедания, связанных воедино лишь личностью их харизматического лидера. Современные исследователи соотносят становление христианства как организованной религии с апостолом Павлом. Он привёл в систему учение Христа, но занимался этим не один. В Евангелие входят и послания других апостолов к различным общинам, написанные в первые десятилетия после казни Христа. Апостолы в то время разъехались по разным странам, проповедуя его учение и основывая христианские общины.
Первое время их проповеди были обращены к иудеям, активный прозелитизм среди прочих народов начался позже и был связан с созданием базового корпуса текстов христианской религиозной доктрины. Из всех текстов, описывавших жизнь и учение Иисуса, были отобраны ключевые, вошедшие в каноническое Евангелие, но этот процесс занял длительное время. Евангельские тексты, как считают историки, писались между 70 и 130 г. н.э. Однако самый ранний канонический список, включающий все четыре Евангелия, содержится лишь в так называемом Синайском кодексе, относящемся к IV в. н.э.
Главные постулаты христианского вероучения были сформулированы ещё апостолом Павлом и они существенно отличались от иудаизма. К примеру, в иудаизме не было понятия первородного греха и необходимости его искупления, а также телесного воскресения всех когда-либо живших людей во время Страшного суда. Иудеи не считали Иисуса мессией, не верили в его воскресение, с их точки зрения Господь вообще не мог воплотиться в смертном теле. Мессией в иудаизме называли будущего праведного правителя, помазанника Божьего, но не Бога. С их точки зрения, христианство было всего лишь очередной ересью, с которой следовало бороться. Чем и занимался ревностный иудей Савл до своего обращения и превращения в апостола Павла.
По этой причине, хоть первая христианская община появилась в Иерусалиме, но активно распространяться христианская вера стала в иной среде. В христианство обращались в основном иудеи, жившие в других странах — как правило, эллинистической культуры. Причин тому было несколько. На них не так сильно давил авторитет учёных-талмудистов и иерархов Храма в Иерусалиме. Сама идея воплощения бога в смертном человеке для них была вполне понятна — ведь именно живым богом считался Александр Македонский.
Была и ещё одна причина. Живущим среди язычников иудеям было очень сложно соблюдать все строгие предписания и запреты их религии. Христианство же было намного проще и терпимее в бытовом плане. Поэтому иудеи, жившие в других странах, прислушивались к проповедям апостолов и серьёзно задумывались о том, не был ли и в самом деле Иисус тем самым Спасителем, приход которого возвещали древние пророки.
К тому же христиане отрицали необходимость насильственной борьбы против языческой власти. Обычные верующие сочувствовали и были готовы помогать сикариям («кинжальщикам»), но вне самой Иудеи вооружённая борьба против римской (и любой другой языческой) власти не была популярна. У представителей образованной и зажиточной иудейской общины в больших античных городах, таких как Александрия, имелись многочисленные друзья в языческой среде. Поэтому призывы убить всех язычников поголовно не встречали у них особого восторга.
Христианство с его проповедью миролюбия пришлось по вкусу многим. Им заинтересовались и представители других народов, ведь в той же Александрии с 280-х г. до н.э. переводили текст Ветхого завета на греческий язык. Этот труд завершился к первому веку до н.э., так что образованные люди разных национальностей, читавшие на греческом, могли ознакомиться со священными текстами иудеев. Им было не так уж сложно понять, о чём говорят христианские проповедники. В этой космополитичной среде и стали появляться первые христианские общины.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев