Подводя итоги 2024 года, стоит выделить несколько его нововведений, касающихся учета пенсионного стажа. Рассмотрим, какие периоды теперь считаются стажем для пенсии на основе изменений в законодательстве и судебной практике.
1. Принят закон, который устанавливает, что в стаж для определения страховой пенсии будут включаться периоды работы и иной деятельности (включаемые в стаж по нормам российского законодательства), осуществлявшиеся:
— на территории Украины с 1 января 1991 года по 23 февраля 2022 года,
— в ДНР и ЛНР с 1 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года,
— в Запорожской и Херсонской областях с 24 февраля по 31 декабря 2022 года.
За указанные периоды будет начисляться пенсионные баллы в соотношении 1 балл за 1 полный календарный год стажа. Подтверждение стажа осуществляется на основании документов, выданных работодателями или государственными органами — включая имеющиеся в выплатном деле пенсионера.
В случае отсутствия документов о стаже, предусмотрена возможность подтверждения периодов стажа решением специальной межведомственной комиссии. Закон начнет действовать с 1 июля 2025 года (Федеральный закон от 13 декабря 2024 года N 455-ФЗ).
2. 2024 год порадовал решением суда, который засчитал гражданину в общий стаж работы для снижения пенсионного возраста на 2 года (42 года для мужчин) период работы после 2002 года.
Он был указан в трудовой книжке как рабочий, однако в выписке из лицевого счета отсутствовали какие-либо данные (включая информацию об уплате страховых взносов — необходимое условие для зачета стажа работы после 2002 года). В данном случае работодатель был признан банкротом и в течение почти 2 лет не производил отчисления за работника.
Суды признали период работы подтвержденным (имелись записи в трудовой книжке и расчетные листки) и включили его в стаж для назначения пенсии, отметив, что риск неуплаты страховых взносов работодателем не может быть возложен на работника (Второй КСОЮ, № 88-7186/2024).
3. Было вынесено несколько решений о подтверждении льготного стажа работы в условиях вредного или тяжелого труда, который дает право на досрочную пенсию, несмотря на данные, предоставленные работодателем.
Верховный суд РФ указал судам на необходимость соблюдения принципа состязательности: если работник подтверждает факт льготной работы, работодатель должен это опровергнуть, поскольку он не предоставил в СФР данные о льготном стаже.
В одном случае было установлено, что время необходимой подготовки к работе также засчитывается в льготный стаж, если работник находился на вредной работе полный рабочий день — следовательно, работодатель неправильно определил характер работы истца.
В другом случае высшая инстанция разрешила подтвердить льготный стаж только на основании записи в трудовой книжке, так как другие документы представить не было возможности: организация-работодатель находилась в зоне проведения СВО (ВС РФ № 66-КГ24-5-К8 и №48-КГ24-5-К7).
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юридические Тонкости». Буду рада видеть вас среди его подписчиков!
© Сивакова И. В., 2024 г.