Как громадный Вечный Город не утонул в нечистотах в отличие от маленьких средневековых городишек

Грязь на улицах средневековых европейских городов была постоянно и регулярно обновлялась самими горожанами. Взять, к примеру, самый большой и красивый европейский город, столицу французского королевства, Париж. В 1270 году был принят закон, который гласил: «Парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оными проходящих внизу людей». Через век приняли новый закон, согласно которому выливать помои разрешалось, но сперва следовало трижды предупредить прохожих. Судя по всему, первый закон никто даже не думал соблюдать. Да и куда ещё парижане девали бы помои, канализации-то не в городе было.

Как громадный Вечный Город не утонул в нечистотах в отличие от маленьких средневековых городишек0

Её не имелось не только в городах, но даже в резиденциях королей. В 1670 году очевидец писал: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми — практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же — продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Канализационные коллекторы в европейских городах стали появляться лишь в XIX веке. А вот в Древнем Риме такой коллектор, называвшийся Cloaca Maxima был построен ещё в VII в. до н.э.

Как громадный Вечный Город не утонул в нечистотах в отличие от маленьких средневековых городишек1

Создание этого чуда античной архитектуры приписывают царю Луцию Тарквинию Приску. Считается, что изначально система сточных каналов была предназначена для осушения болота, располагавшегося в низине между Капитолийским и Палатинским холмами. Основания думать, что Клоаку Максима построили именно при этом царе, у римлян имелись. Лукумон (это имя римляне переделали в Луций) Тарквиний родился в Этрурии, а в Рим переселился уже взрослым, вместе со всем семейством. Нанятые царём этрусские инженеры, признанные мастера античного градостроительства, вполне могли продумать и построить дренажную систему для Рима.

Как громадный Вечный Город не утонул в нечистотах в отличие от маленьких средневековых городишек2

Избавившись от царской власти, римляне бережно сохранили традиции городской гигиены. В V веке до н.э., среди принятых общим собранием римлян Законов Двенадцати таблиц, имелись и относящиеся к санитарным нормам. Запрещалось хоронить мёртвых внутри города, а питьевую воду предписывалось брать не из загаженного Тибра, а из родников с Сабинских гор. Для этого были нужны акведуки, надо было организовать людей для их строительства. Этим занялись специальные чиновники — эдилы, то есть попечители. Им поручалось следить за чистотой Рима.

Как громадный Вечный Город не утонул в нечистотах в отличие от маленьких средневековых городишек3

Во времена Империи воду в Рим доставляли целых 14 акведуков, длиной от 15 до 80 км. В городе функционировали 144 общественных туалета. Улицы строились с уклоном к краям, чтобы грязь с них смывалась в дренажные канавы, откуда через водосборники стекала в канализацию. Клоака Максима к тому времени была облицована каменными плитами. Привычные для нас круглые канализационные люки тоже появились ещё в Древнем Риме.

Как громадный Вечный Город не утонул в нечистотах в отличие от маленьких средневековых городишек4

Как систему водоснабжения, так и канализацию столицы римской державы постоянно чистили, ремонтировали и модернизировали. В 184 году этим занимались цензоры (чиновники, одной из задач которых был надзор за городскими учреждениями) Марк Порций Катон и Луций Валерий Флакк. По завершении большой программы усовершенствования канализационной системы, они отчитались перед сенатом в израсходованных средствах. Общая сумма всех затрат составила 24 млн. сестерциев, огромные деньги для того времени.

Как громадный Вечный Город не утонул в нечистотах в отличие от маленьких средневековых городишек5

Не меньше внимания городской канализации уделяли и римские императоры. Октавиан Август поручил капитальные работы по расширению Клоаки Максима не кому попало, а своему личному другу и зятю Марку Агриппе. Эти работы давно назрели, ведь население города росло, в нём построили множество новых терм, вода из которых также сливалась в канализацию. Кроме того, открытые участки канализационной системы источали зловоние, что римлянам очень не нравилось. Марк Агриппа подошёл к поручению ответственно. Он вычистил водосборные ёмкости и упрятал под землю все сточные каналы. Несмотря на возраст в 2600 лет, Клоака Максима до сих пор функционирует — теперь уже не в качестве общегородской канализации, а как коллектор ливневых стоков.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

© Булат Мамлиев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек