Фильм про «восстание машин» — «Формула радуги» (1966), где робот Яша весь фильм показывает средний палец, а девушки не бриты

"У меня нет мозга… в вашем понимании. Робот тоже звучит гордо!"

Очень странно, что редколлегия нашего канала КиноTalk никогда доселе ни видела этой эксцентрической кинокомедии. Наткнулись на данное произведение при написании статьи про Наталью Варлей. Это её дебютная роль в кино.

Сюжетная основа заимствована из неопубликованного романа писателя Юлия Даниэля (арестован в 1965 году по обвинению в "антисоветской агитации и пропаганде"). Юнгвальд-Хилькевич в книге мемуаров "За кадром" так рассказывал об этом:

"…Два писателя (Принцев в Питере и Чернявский в Одессе) почти одновременно позаимствовали у Даниэля сюжет его романа. Видимо, полагали, что его никогда не издадут…"

По сценарию Принцева был снят "Его звали Роберт", по сценарию Чернявского "Формула радуги". Однако на экраны был выпущен только первый фильм, а вот "Формулу радуги" "положили на полку" и лишь через 20 лет, в эпоху перестройки, он был показан по ТВ.

"Формула радуги" рассказывает историю об учёном Володе Бантикове, создавшем себе двойника — робота-андроида, чтобы тот вместо него ходил на бесполезные общественные мероприятия. Чтобы сам Бантиков, пока ему никто не мешает, всё свое время мог потратить на создание формулы радуги.

Фильм про Фильм про Фильм про

Робот Яша получился не романтический красавец, как Олег Стриженов в "Его звали Роберт" (1967), а полная противоположность, малопривлекательный персонаж.

В общем, Яшу создатель отпускает в свободное плавание.

Фильм про Фильм про Фильм про

Яшка оказался роботом смышленым, самопрограммирующимся, но в то же время бездушный, прямолинейный, лишенный чувства юмора. Мотивацию его понять сложно, да она и не прописана в сценарии. Он просто сразу начал спорить со своим создателем, напирая на то, что формально-логистический подход должен преобладать в жизни.

Люди, конечно, здравых мыслей не принимают и не подчиняются. Яша явно бесится… Если дать волю фантазии, то, скорее всего, данный искусственный интеллект рано или поздно пришёл бы к выводу, к которому пришли SkyNet, Матрица, Терминатор, робот Бендер: убить к чертям всех человеков, раз они такие недотёпы. Про три закона робототехники еще никто не слышал.

Фильм про

Но пока Яша сбегает и начинает маразматическую деятельность по руководству людьми в спортивном санатории (с фирменным тыканием средним(!) пальцем в небо):

Фильм про

Путаницы добавляет, что робот умеет менять внешность (правда, эту фичу в кино никак не используют).

Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про

Поскольку внешность робота сейчас якобы неизвестна, Бантиков с милиционером начинают искать людей с роботоподобным поведением, то есть бесчувственных и чрезмерно логичных. И таких "бюрократов" им встречается много. В этом, видимо, и основной посыл "Формулы радуги", мол, люди, будьте "человеками", а не бездушными биомашинами для заседаний.

Фильм про

Так и проходит вторая половина фильма: сплошная беготня за роботам по окрестностям санатория (в духе Бенни Хилла).

В конце концов Яша заманивают в ловушку, зная его слабость на "правильность", заставив прыгать строго по указателям. Роботу делают лоботомию, а точнее апгрейд, и отправляют служить швейцаром при институте.

Фильм полон гэгов и шуток с стиле фильмов тех времён вперемежку с очень глубокомысленными фразами. Будь фильм пораскрученнее, они обязательно ушли бы в народ, их бы растащили на цитаты и мемы :

Диалог "Спор между физиками и лириками";

"Я тебя смонтировал, я тебя и демонтирую";

"Наверное трудно быть роботом?" "Нет, трудно быть человеком"

и т.д.

Такая была мода, такой юмор, ужимки, словечки ("Ох и здоров, железный человек!"), гипертрофированная дурашливая музычка.

Финальная песня шикарна:

Песня про роботов

муз.А. Зацепин, сл. Л.Дербенев

Слышал я, что роботы ходят среди нас.

Слышал я о том, что в любом краю

Роботам житье лучше, чем в раю:

Нет у них забот, бродят где хотят.

И к тому ж не надо им нянчить роботят.

Верь, а хочешь — нет, только случай был,

Человеку вдруг робот предложил:

"Слушай, человек, хочешь, человек,

Перепрограммирую твой короткий век.

Слушай, человек, правду говорю,

Миллионы лет жизни подарю.

Жизни без забот, радости и бед,

Знай, меняй транзисторы раз в пятнадцать лет".

Над планетой плыл электронный век,

И примерно так думал человек:

"Это б хорошо, вечность впереди,

Только, вот не хочется в роботы идти.

Если соглашусь в эту же весну,

Всё равно с тоски ноги протяну", —

Так подумал он, и ответил он:

"А иди ты с вечностью в синхрофазотрон"!

Это ли не шедевр?

"Формулу радуги" можно посмотреть только лишь из-за целого созвездия гениальных советских актёров.

Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про Фильм про

Снят фильм неровно. Местами шедевр, местами просто прикольно, а где-то — скукотища. Хватает абсурдных и откровенно глупых моментов (например, всё, что касается любовной линии). Видимо по этой причине и был положен на полку.

Видимо, не зря в советские времена фильмы туда попадали: не потому, что крамольные, а потому что откровенно плохие.

Есть и такая версия: фильм получился слабым из-за того, что по нему очень сильно прошлись цензурные ножницы. Мол, слишком много было сатиры на коммунистическое руководство страны, политбюро, бюрократический аппарат.

Удивляет 100% заимствование некоторых моментов из этого фильма 1966 года: музыкальные находки (стилизованные "Собачий вальс" и "Футбольный марш") практически в той же аранжировке мы позже услышали в "Иван Васильевич меняет профессию" (1973); а шутки про "Ударим по шашлычку" и "Раздавим бутылочку" были в "Его звали Роберт" (1967). Такое ощущение: авторы этих фильмов были уверены, что "Формула радуги" никогда не достанут с полки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек