«Достучаться до небес» — двойное дно фильма.

"Душевнобольной — это человек, у которого есть душа, и она болит" — это, если что, афоризм от профессионала в той самой области. А вы знаете, что есть фильмы, способные хоть на некоторое время сделать вполне адекватного и вменяемого (тоже с точки зрения профи) человека душевнобольным? Если да, то какие?

Я пишу это потому, что у меня в воскресенье дошли руки посмотреть "Достучаться до небес." Ну и достукалась.

Сразу после выхода на русский экран я это кино не видела — муж (ответственный за обор к просмотру современных фильмов) настоятельно не рекомендовал "во избежание травмирующих ассоциаций" — и он в тот момент был прав абсолютно, так я это сейчас понимаю. Потом наваливалось всякого, потом просто забылось, потом перешло в разряд киноклассики "которую всегда успею увидеть", и тут, наконец, успела.

Очень интересное кино получается. Либо сценарист и режиссер не только люди талантливые, но и глубоко верующие, сумевшие рассказать многослойную притчу, либо… некий Демиург всё же есть, и это он таким затейливым манером намекает людям на свое ненавязчивое присутствие.

Сюжет фильма прост, как любой сюжет для незатейливого роуд-муви в один конец: два молодых человека, Руди и Мартин, только что полные сил и энергии, знакомятся в больнице, потому что им только что во время ежегодной диспансеризации сообщили, что жить им осталось всего ничего и поделать с этим тоже ничего нельзя.

Всё, аллес. Планы свернуты, жизнь закончится если не завтра, то через неделю.

А дальше начинаются чудеса и знаки.

Распятие падает со стены палаты и открывается вид на… непочатую бутыль текилы. Объемную такую непочатую бутыль.

"Я знаю, это намек, я все ловлю на лету".

Далее история развивается сразу в двух направлениях: поверхностном — об исполнении последнего желания приговоренного к казни, и библейско-притчевом — о пути на небо. Только в фильме надо сначала попасть к морю, а потом уже на небо. Потому что у берега моря сходятся первые творения:

Из открытых источников.

И в фильме:

Уже постучались на небеса, накачались текилой… Буквально проводили себя в последний путь. А ты на море-то не побывал.
―Не успел. Не вышло.
―Не знал, что на небесах никуда без этого?

Кадр из "Достучаться до небес"

―Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно… О закате, который они видели… О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как kpoвь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине.

―А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там, наверху, окрестят тебя лoxoм.

В искусстве нет случайных совпадений, а вот аллюзии очень даже случаются.

И начинается путь, полный чудес. Потому что вдруг удачно подворачивается быстрая-раритетная машинка, а доза выпитого и принятие диагноза отключили немецкую законопослушность, и миллион в багажнике, и гоняющиеся за двумя беглецами с одра к последнему морю мафиозо похожи на глупых бесенят, именно таких, как их описывают в европейской, да и в русской традиции тоже, и полицейские, которые тоже гоняются за беглецами — скорее не догоняют их, а мешают "чepтям" догнать Мартина и Руди.

И почти последняя сцена фильма, когда "чepти" уже догнали и готовы торжествовать в главе с "боссом", который очень напоминает Сотону, напоминает любую из христианских легенд о посрамлении козней Диавола, когда свыше решается, кому и куда:

Босс всех боссов.. Кадр из фильма

Я слышал о вас, из новостей. Слышал, в чём ваша беда. У вас есть планы?
―Да… Мы собирались на побережье.
―Моря не видели.
―Не видели, никогда? Так поспешите. У вас мало времени.

―На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах, и еле видимый свет, словно от свечи, горит где–то в глубине.

И в фильме дан еще один намек на окончательную участь героев:

Предположим, ты говоришь правду… И деньги с почты. Так кто же эти небесные ангелы, Руди и Мартин?

Да-да, то самое — "небесные ангелы". С вполне приземленными, земными и даже несколько примитивными желаниями в земной жизни…

Фильм с поразительно красивым и сильным текстом (полагаю, что русский дубляж не сильно приукрасил немецкий оригинал), смешной и трагичный одновременно, о смысле и бессмысленности жизни, о надежде даже в самых безнадежных обстоятельствах.

А через десять лет в России снимут великолепный "Я остаюсь" с великолепными в своих ролях Краско и Яковлевой. Да и остальным … веришь безоговорочно.

Не знаю, стоит ли рекомендовать подобным кино заканчивать год, но это, однозначно, шедевры.

А насчет моей души беспокоиться не стоит — поболит, да перестанет)))

Ах, да —

Бояться глупо.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек