Что произошло с Лайкой на самом деле: печальная история первого животного-космонавта, оставшаяся за кадром

История пишется победителями, а они редко рассказывают про свои неудачи. В Советском Союзе прекрасно знали историю собак-космонавтов Белки и Стрелки и даже гордились ими считая, что они совершили первый орбитальный полет среди животных. А вот как завершился полет Лайки не особо афишировали, хотя именно она первой облетела Землю.

Свой высокий полет Лайка совершила 3 ноября 1957 года. Запуск «Спутника-2» был приурочен к 40 годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции и очень было важно для лидера страны Никиты Хрущева, чтобы запуск состоялся вовремя.

Следует заметить, что Лайка не была первым животным в космосе. В 40-50-х годах прошлого века Советский Союз и США активно запускали суборбитальные ракеты, не редкостью на которых были и живые существа. СССР предпочитал отправлять в космос собак, американцы отправляли в полет обезьян. А полетом в космос по международным нормам считается любой подъем над уровнем моря выше 100 км. Строго говоря, первыми в космос ракеты запускали нацисты — во время одного из испытательных пусков в 1944 году их Фау-2 достигла высоты в 267 км. Наверняка на этой ракете были какие-то микробы или бактерии — они и стали первыми земными существами в космосе.

Советский Союз избрал для освоения космоса собак потому, что их было гораздо легче дрессировать нежели приматов. Следующим шагом был выбор породы и среды обитания. Специалисты пришли к выводу — наиболее приспособленными будут дворняжки, причем обитающие на улице. Они менее изнеженные, чем породистые собаки, и привыкли к постоянной борьбе за выживание. Так что в космонавты попал целый отряд уличных дворняг.

В полеты, которые совершались до Лайки, отправлялись собаки обоих полов, причем ЗИБа (заменитель исчезнувшего Бобика) поймали возле столовой космодрома незадолго до старта. Но то были краткосрочные полеты на геофизических ракетах.

В случае со «Спутником-2» ситуация была иной — требовалось чтобы собака оставалась на орбите живой 7 ноября. Если систему подачи воду и пищи удалось сделать довольно просто, то с уборкой естественных испражнений оказалась разобраться гораздо сложнее. Кобели, при справлении малой нужды, привыкли поднимать заднюю лапу, и этот инстинкт стал барьером для долгосрочных космических полетов кобелей.

Согласно конструкторских особенностей «Спутника-2», масса животного не должна была превышать 6-7 кг, а специалисты теле-, кино- и фотоаппаратуры попросили, чтобы собака имела светлый окрас, так она лучше смотрелась на черно-белой пленке. По этим критериям было отобрано 10 сук-дворняг, которые затем были подвергнуты испытаниям барокамерах, а также центрифугах и вибростендах. В финальное трио попали Лайка, Муха и Альбина.

Муха имела немного кривоватые лапы, что было заметно в кадре, поэтому ее решено было оставить на космодроме в качестве тестировщика различных технологических систем и аппаратуры. Альбина к моменту отбора смотрелась явным фаворитом, ведь она уже 2 раза побывала в космосе во время суборбитальных полетов. Однако она ждала щенков, поэтому стала дублером Лайки. Настоящей кличкой первой орбитальной собаки была Кудрявка, однако она звонко лаяла, за что и была переименована.

В отличие от предыдущих суборбитальных полетов, когда у животных был неплохой шанс вернуться на землю, Лайка должна была навсегда остаться на орбите — система возвращения не предусматривалась. Именно по этой причине будущую космонавтку очень жалели. Предполагалось, что Лайка пробудет на орбите 5-7 дней, а затем будет усыплена с помощью корма, содержащего медпрепараты.

Сам спутник был по объему даже меньше стиральной машины, поэтому собаку зафиксировали с помощью системы креплений, чтобы она не попробовала развернуться. У животного была возможность только вращать головой и несколько подаваться взад-вперед. Чтобы приучить Лайку к маленькому пространству за 20 дней до старта ее, а также Муху и Альбину, начали засовывать в очень маленькие клетки.

Одним из специалистов, отвечавших за подготовку собак к полету, был доктор Яздовский. Он прекрасно понимал, что его питомец отправляется в полет в один конец, поэтому решил дать почувствовать безродной дворняге, что значит жить с людьми. Он взял Лайку на день к себе домой, чтобы она смогла поиграть с детьми.

31 октября 1957 года к телу животного были подсоединены все необходимые датчики, а сама она помещена в контейнер космического аппарата. Однако у корабля возникла неисправность, которую устраняли 3 дня. Все это время Лайка провела в герметичной капсуле, которую разгерметизировали за несколько часов до старта — обслуживающему персоналу показалось, что животное хочет пить.

Наконец, 3 ноября состоялся старт, сразу после которого у Лайки резко поднялись частота биений сердца и дыхания — животное, оказавшись в непривычной обстановке, впало в панику. В невесомости показатели жизненной активности нормализовались, и свой первый виток собака завершала спокойной. Всего она провела на орбите 4 витка живой, а затем ушла из жизни из-за перегрева, вызванного конструкторскими ошибками. Дальше по орбите летало бездыханное тело несчастного животного, до тех пор, пока «Спутник-2» не сгорел в плотных слоях атмосферы.

Особенного резонанса в стране полет Лайки не вызвал — о наличии на «Спутнике-2» животного сообщалось вскользь, в рамках перечисления метеорологического и прочего научного оборудования. О ее смерти заявили, что животное было усыплено. А вот в некоммунистическом мире резонанс был немалый. «Нью-Йорк Таймс» назвала космическую путешественницу "Самой лохматой, самой одинокой, самой несчастной в мире собакой". Свое возмущение демонстрировали многие общества охраны животных — некоторые предлагали отправить в космос вместо собаки самого Хрущева.

11 апреля 2008 года в Москве был установлен памятник Лайке.

Теперь статьи можно читать и в Telegram канале «Научпоп. Наука для всех»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек