Ха-ха, жубронь! Книга животных, хватит выдумывать всякие небылицы! Ну кто вообще может так назвать животное?! Оказывается, могут! Более того, это название выбрали среди сотен других! «Жубронь» стало победителем большого конкурса на имя нового вида домашних животных, созданного советскими учеными. Что это за зверь? И почему вы, скорее всего, никогда о них не слышали? Сегодня расскажем.
Когда ты не определился, кем быть в жизни, и испытываешь экзистенциальный кризис.
Но сначала давайте разберёмся, кто есть кто. Итак, родители нашего зверя со смешным названием: величественный лесной гигант — зубр и самая обычная домашняя корова. Виды очень отличаются как внешне, так и по образу жизни, но, тем не менее, они оба относятся к роду настоящих быков. Это означает, что рогатые имеют схожие паттерны брачного поведения, сопоставимый набор хромосом и теоретически могут произвести на свет потомство — тех самых жуброней. Но всё не так просто.
Да ты вообще знаешь, кто мой батя? Крупнейшее животное Европы!
Матушка-природа предусмотрительно создала три серьёзных ограничения, из-за которых гибриды зубра и коровы почти никогда не могут встречаться в дикой природе. Пропустим первое и самое простое — место обитания (лес/сарай) и перейдём к более важным аргументам.
Второе ограничение — размеры. Средний вес зубра примерно сопоставим с коровьим: около 400 килограмм для самки и 600 — для самца. Но если у домашних ухоженных животных эта масса включает значительную долю жира, то у диких копытных такой роскоши гораздо меньше, они более костистые и мускулистые. Кроме того, зубры значительно выше бурёнок — 140 сантиметров против 190 у диких собратьев. Это происходит потому, что у лесных гигантов сравнительно иная анатомия: высокая холка, низко посаженная шея и объёмная грудная клетка.
Иногда коровы сами сбегают к зубрам — вот как эта, например. Сравните размеры!
Итак, если вдруг домашняя тёлочка отбросит все сомнения и уйдёт в загул с дикими зубрами, с высокой вероятностью она просто погибнет в родах. Как отмечают селекционеры, у коров, которые носят гибридных телят, существует очень слабая родовая деятельность или вообще её отсутствие. Ведь маленький жубронь наследует черты своего высокого и широкогрудого отца-зубра — он просто не помещается в тазовой полости матери.
Кстати, фертильные у жуброней только коровы. Быки, как правило, бесплодны.
А если в загул пойдёт наивный домашний бычок, он столкнётся с третьим ограничением — силой. Как мы уже говорили, бурёнки не отличаются повышенной выносливостью и мышечной массой. Плюс они меньше. И если зубры целый день шагают по лесу, то ленивым бычкам еду приносит хозяин. В дикой природе возможность спариваться получают только самые сильные и крупные быки стада. Местные зубры просто не допустят домашнего быка к самкам!
Да, у зубров нет таких накачанных мышц, как у мясных пород. Зато все они используются в деле!
Тем не менее, никакие из этих трёх ограничений не помешали селекционеру Валицкому в 1850 годах получить 15 жуброней. Затем его идеи по созданию гибридов продолжили в СССР, в заповеднике Аскания-Нова. А после войны интенсивная работа велась уже в нескольких заповедниках и зоопарках. Таким образом, к 1980 году удалось вывести около 600 голов зуброкоров.
Что за лев этот тигр!
Причина такой заинтересованности в жубронях экономическая. Зубры по своей природе едят только траву, живут под открытым небом, почти не болеют и набирают приличную массу. Коровы так не умеют — даже самые выносливые породы рогатых всё равно будут уступать диким животным и требовать большего ухода.
Когда видно, что не пропускал день ног.
Но если у селекционеров получилось создать большое стадо жуброней, то почему же сейчас их никто не разводит? Как сообщают официальные данные, проект был закрыт из-за заботы о диких зубрах. Сбежавшие гибриды могут представлять серьёзную угрозу и без того уязвимым генам дикого зубра. С такой же проблемой столкнулись на западе. Там тоже разводят гибрид диких и домашних коров — бифало. Однако ситуация с зубрами гораздо более критичная: все современные дикие рогатые происходят от 12 оставшихся в живых диких зубров. Так что да, за их генофонд действительно стоит беспокоиться.
В зависимости от поколения, жуброни могут быть более или менее похожи на своих диких предков.
С другой стороны, мы все понимаем, что миром правят деньги. Если бы жуброни оказались действительно такими, как их задумывали — супер выносливыми, неприхотливыми и скороспелыми, то люди давно нашли бы возможность разводить этих животных, несмотря на любые ограничения. Но перед фермером возникает множество «но». Фертильны у жуброней почти всегда только коровы. Телята появляются на свет исключительно кесаревым сечением — роды сама корова не может произвести. Да и сама селекционная работа требует значительных интеллектуальных и финансовых ресурсов.
В настоящее время пара особей жуброней проживает в Беловежском национальном парке. Но ведётся ли селекция гибридов целенаправленно — вопрос открытый.
С вами была Книга животных!