«Я только гладил…», — Дело об артистках и министрах или Как Хрущев разоблачил неугодных

Громкий инцидент, произошедший в 1955 году, стоил поста советскому министру, его заместителю, двум философам, члену-корреспонденту Академии наук, писателю и профессору (всего фигурантов было семеро).

«Я только гладил», — оправдывался один из участников событий, другой каялся: «Я глубоко виновен перед партией, полностью понимаю и сознаю я всю глубину своего тяжелого проступка», некоторые отмалчивались, не соглашаясь с обвинениями. Инцидент в шутку окрестили «Делом гладиаторов».

Разоблачение Матери

Все началось с анонимки, присланной женщиной под псевдонимом Мать в ЦК КПСС. Женщина сообщала, что ее юная дочь-студентка познакомилась с писателем Константином Кривошеиным, который, после недолгого ухаживания, пригласил девушку на дачу.

Расспросив дочь о поклоннике, Мать пришла в ужас — по словам девушки в загородном доме собирались высокопоставленные советские чиновники, а компанию им составляли актрисы, балерины и другие дамы, не являющиеся женами партийных деятелей.

В конце письма Мать умоляла Никиту Сергеевича Хрущева лично разобраться в том, что происходит на даче Кривошеина и проследить за тем, «чтобы эти дела этих людей не остались безнаказанными».

Преступление и наказание

Дело получило широкую огласку, однако никакого особого расследования и сбора доказательств не было. Обвиняемых вызвали на ковер в горком, где Хрущев лично устроил им выволочку.

После устного взыскания последовали более существенные наказания для предполагаемых участников встреч на даче. Министра культуры СССР Георгия Александрова сняли с должности и перевели в Минск, члена-корреспондента Академии наук Владимира Кружкова отправили в Свердловск, остальные отделались легким испугом.

Каре подвергли и артисток, по слухам, составлявших компанию чиновникам. Особенно пострадали Алла Ларионова и Елена Добронравова. Ларионову прекратили приглашать на пробы в кино, Добронравова лишилась роли Дездемоны в «Отелло».

Чтобы вернуть доброе имя Алла Ларионова пошла на смелый шаг — актриса написала письмо в секретариат ЦК ВЛКСМ, в котором попросила не верить несуразным сплетням и разобраться в деле. Письмо помогло и вскоре карьера актрисы вновь пошла в гору.

Подковерные игры

Позднее, изучая обстоятельства дела, многие исследователи выдвинули предположение, что оно совсем не такое простое, как кажется, а истинная подоплека инцидента — политические игры партийной верхушки.

К 1955 году положение Хрущева оставалось шатким. Хотя Никита Сергеевич и занял пост первого секретаря ЦК КПСС, еще сильны были партийные кадры, находящиеся к нему в оппозиции, а особенно — Георгий Маленков, главный соперник Хрущева.

Как нельзя вовремя пришедшая анонимка очень помогла Никите Сергеевичу: с ее помощью он уличил и наказал партийных деятелей, которые считались людьми Маленкова. Что это было — стечение обстоятельств или политический заказ? Главная загадка «Дела гладиаторов» не разгадана до сих пор.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек