Участие США в атаке на Иран привлекло внимание к самой влиятельной женщине в окружении президента Дональда Трампа, помимо его жены Мелании. Кто такая Сьюзан Уайлс и почему ее мнение теперь имеет большое значение в Вашингтоне?
Во время удара по Ирану рядом с президентом США в переговорной комнате Белого дома находились лишь самые близкие и ключевые лица: вице-президент Джей Ди Вэнс, госсекретарь Марко Рубио, министр обороны Пит Хегсет, глава генштаба Дэн Кейн, директор ЦРУ Джон Рэтклифф и полноватая женщина в горчичной кофточке, которая привлекла внимание многих. В тот день ей присвоили прозвище «Леди Война».
Даже большинство американцев не знают 68-летнюю Сьюзан Уайлс в лицо, как и того, что у нее уже есть прозвище – Ледяная дева. Ее присутствие в переговорной комнате является знаком особого доверия и признания со стороны Дональда Трампа, а также свидетельствует о той влиянии, которое Ледяная дева приобрела после победы своего шефа на президентских выборах в ноябре прошлого года.
По сути, если бы не Уайлс, Трамп мог и не стать президентом: она была ведущим политехнологом в обеих его победных кампаниях. Однако из той, которая оказалась неудачной и привела к Белому дому Джо Байдена, Уайлс ушла из-за конфликта с влиятельным губернатором Флориды Роном Десантисом. Когда Трамп сам поссорился с Десантисом, она вернулась и стала тенью Трампа.
Выигрывать выборы – это ее работа, а свое боевое крещение Уайлс получила на президентской кампании Рональда Рейгана. В настоящее время Ледяная дева занимает пост главы аппарата Белого дома («на наши деньги» – администрации президента). На эту должность всегда назначали только опытных профессионалов, включая таких легенд лоббизма и серокрадинальства, как Дик Чейни, и Сьюзан Уайлс стала первой женщиной на этом посту.
При Байдене во главе аппарата стоял Рон Клейн, которого теперь считают одним из фактических руководителей страны в периоды, когда престарелый президент уходит в себя.
В 2020 году Трамп сам пригласил Ледяную деву вернуться в команду, так как пандемийные опросы предвещали ему поражение от Байдена во Флориде – родном штате Уайлс, в котором она специализируется. В итоге Трамп выиграл во Флориде, проиграв в среднем по стране, а Ледяная дева стала ответственна за график встреч и сбор средств. То есть, за самое важное, если не считать расчетов с адвокатами, за которые со временем также стала отвечать Уайлс.
Ранее решение финансовых вопросов, связанных с судебными делами Трампа, возлагалось на Майкла Коэна, пока он не предал шефа и не дал показания о том, что заплатил взятку порнозвезде Сторми Дэниелс за молчание о связи с любвеобильным миллиардером. Дэниелс, что примечательно, не имела особых претензий к Трампу, но эта сделка нарушала законодательство США о финансировании предвыборных кампаний. То есть Коэн подвел начальника под обвинение и обвинительный вердикт, из-за которого Камала Харрис и другие противники называют Трампа «уголовником».
В таких условиях легко заработать проблемы с доверием, но у Трампа нет проблем с Сьюзан Уайлс. Напротив, она эффективно решает его задачи.
Например, как опытный лоббист, Уайлс периодически принимала на себя роль личного политического киллера Трампа. Именно она остановила попытку со стороны неоконов, во главе с Лиз Чейни (дочерью того самого Чейни): благодаря усилиям Уайлс сторонникам военных интервенций США по всему миру не удалось вернуть себе Республиканскую партию.
Второй важной целью стала собственная оппонентка – Рон Десантис, решивший попытать счастья и бросить Трампу вызов на праймериз. Ледяная леди, несомненно, с удовольствием отомстила губернатору «солнечного штата»: агрессивная кампания Трампа буквально растоптала кампанию Десантиса.
Существуют данные, которые можно интерпретировать как активное участие Уайлс в успешном изгнании из Белого дома Илона Маска, с которым она сразу не нашла общий язык (возможно, слишком темпераментно).
Из того, что в «междуцарствие» Трамп показывал Уайлс некоторые военные планы, что не соответствовало ее уровню допуска, демократы пытались создать скандал и новое уголовное дело, однако затея провалилась – и вряд ли сейчас что-то изменится. Само появление Ледяной девы в переговорной комнате в ответственный момент выглядит как троллинг прежних нытиков: любимая «решала» Трампа официально в курсе всех секретов.
Будучи Цербером на пути к ушам президента, Ледяная дева искусно защищает его от людей и вопросов, которые его беспокоят. Однако ее функции не заключаются в координации силовиков или организации военных операций на Ближнем Востоке, а остаются прежними: график встреч шефа и работа его аппарата, из которого, по мнению американских политологов, Уайлс намерена создать что-то среднее между отрядом специального назначения и личной гвардией короля, но в области не войны, а бюрократии – внешняя политика ей в целом чужда.
Таким образом, прозвище «Леди Война» этой, безусловно, опасной женщине не соответствует. Несмотря на то, что мировая слава свалилась на нее в момент, когда Трамп, ничто не указывает на ее личный вклад в эскалацию ближневосточного кризиса и нападение на Иран.
Скорее, Трамп демонстрирует, что даже мнение его суперсекретарши в вопросах войны и мира теперь более важно, чем мнение руководства Конгресса, которое рассчитывало присутствовать в переговорной, но не получило приглашения. Президент предпочитает управлять, как царь: с указами вместо законов и стрельбами, а Уайлс при его дворе – церемониймейстер особого назначения.
Все ее заслуги не стоили бы в глазах Трампа ни цента, если бы Уайлс не могла стойко выдерживать все эскапады, метания, приступы гнева и сеансы самолюбования «папочки». Она выдерживает.
Поэтому и Ледяная.