«Вий» — рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.

Изначально вылезают руки из стен.

Тут как бы ничего сложного. Снято простенько и примитивно: в сцене участвуют три человека с обмазанными синей краской руками. Причём конечности даже без когтей и наростов.

В конце фильма будет похожий момент:

Далее у нас ходячий скелет, не понятно откуда взявшийся по сюжету.

Судя по "летучей" манере, перед нами марионетка, кукла на ниточках, управляемая кукловодом. Скелет, возможно, настоящий — на то указывает реалистичная детализация и строение костей.

Далее Куравлёв на фоне всё тех же растопыренных пальцев синих рук.

Комбинированные сьемки: снимали методом "блуждающей маска" — аналог современного "зелёного экрана".

Наш великий киноволшебник Александр Лукич Птушко в своей книге «Чудеса кино» (1949) так описывал процесс:

(Следующие пару абзацев достаточно сложноваты для восприятия. Если вам не очень интересна эта устаревшая технология, то лучше перейдите к следующей части)

Вначале снимается «фон», т. е. место будущего действия живых актёров. Потом на фоне большого белого экрана снимают актёров. При этом актёров освещали оранжевым светом, а фон — сине-фиолетовым. Съёмка актёрской сцены производится специально-сконструированной камерой, которая заряжается двумя плёнками, сложенными вместе. Первой к объективу располагается в фильмовом канале специальная позитивная плёнка, на которой и снимается так называемая «маска». Эта плёнка монохроматична (чувствительна только к сине-фиолетовым лучам спектра), на эмульсионный слой этой пленки наносится жёлтый лак, не пропускающий сине-фиолетовых лучей, что превращает эту плёнку как бы в своеобразный светофильтр.

Что же произойдёт при съёмке доснимаемого объекта (актёрской сцены)?
Сине-фиолетовый свет, отражённый белым экраном (перед которым работают актёры), проэкспонирует первую плёнку во всех местах, где он не перекрыт фигурами актёров. На вторую, панхроматическую плёнку сине-фиолетовый свет не подействует совсем, так как жёлтый лаковый покров первой плёнки полностью его срежет.

Фигуры актёров, освещённые оранжевым светом, совершенно не проектируются на первую плёнку, поскольку она нечувствительна к оранжевым лучам. Пройдя беспрепятственно через жёлтый лак первой плёнки, оранжевый свет, отражённый от актёров,полностью проэкспонирует изображение актёров на второй, панхроматической плёнке.
После съёмки актёрской сцены камера разряжается, и первая плёнка поступает в обработку, в результате которой мы получим совершенно чёрный силуэт актёров на прозрачном фоне. Этот силуэт и называется маской.

Далее, наложив плёнки одна на другую, мы как бы накроем масочной плёнкой негативное изображение актёра, и в силу того, что маска не прозрачна, мы при второй съёмке на панхроматическую плёнку не погубим изображения ранее снятого актёра. Прозрачный фон вокруг маски позволяет заснять сквозь себя любой, нужный нам объект. А так как фон вокруг актёра на второй плёнке остался при первой съёмке неэкспонированным, то это и даёт нам возможность ещё раз снять на ту же плёнку любое изображение, спроецированное на экран. При этой съёмке, куда бы ни двинулся актёр, за ним двинется и прикрывающая его маска, вот почему и метод называется «блуждающей маской».

Метод «блуждающей маски», разработанный советскими специалистами, замечателен тем, что он даёт новое, абсолютно чёткое изображение, в котором стираются грани соединения натуры и макета”.

Представляете, какова сложность процесса!

***

Далее у нас 6-головый скелет "дракона":

Очень смешной, присмотритесь, это шевелятся три пары человеческих ног в чёрных колготках (видимо, цирковые гимнастки), с "присобаченными" на ступни бутафорскими змеиными черепами.

***

Ещё один смешной персонаж — кукольный "адский" кот. С рожками и клыками, как у вурдалака.

***

Далее гримированные актёры:

И снова куклы:

Тема с лишними частями тела и нарушенными пропорциями — работает!

Талантливые гримёры и декораторы подошли к делу с фантазией и размахом:

Актёров гримировали синей и серой краской, раздевали их и подчёркивали гримом худобу, приклеивали уши и носы, а для некоторых изготавливали маски из папье-маше.

Реально жуткие уродцы получились!

Актёры, игравшие нечисть — опытные цирковые артисты и спортсмены. Обычным актёрам не удалось бы выполнить трюки так, как приглашённым акробатам, гимнастам и силачам.

Сочетание "дьявольщины" и религиозного символа христианствакреста даёт нужный психологический эффект и подтекст.

***

Также "в массовке" присутствуют два загримированных цирковых карлика:

***

Вот тут заметно, что артисты вылезают из-под доски, а не из стены:

***

Вместе с "нечистью" в церковь залетают птицы — обычные вороны и голуби:

Прирученных птиц у дрессировщиков не было — ловили вольных. В соседнем сарае на ночь оставляли еду и ждали, пока птицы попадутся в сети.

На съёмочной площадке давали команду, и чёрные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные — до 16 метров в высоту… Тариэл Габидзшвили, дрессировщик

В одном из кадров появляются сразу четыре чёрных кота:

Дрессировщик на другом конце комнаты подманивал их миской с едой. К нему кошки и мчались.

Изначально планировали вставить в фильм кадры с жуками, пауками и насекомыми. Но отказались от затеи, поняв, что экране они выглядят не так уж и зловеще.

***

На фоне остальных "кошмариков", сам Вий получился не очень страшным, так как выглядит не очень натурально.

В глаза папье-маше-головы вмонтированы светоотражающие стёкла.

Внутри спортсмен-тяжелоатлет, штангист Николай Степанов: ни один другой актёр не смог надеть тяжеленный костюм Вия, а потом ещё и двигаться в нём.

"Вий" был изготовлен из пропитанной смолой мешковины, что делало его невероятно тяжёлым и создавало внутри духоту.

Руки изготовлены из веток деревьев, покрытых гипсом.

***

Знатный бестиарий получился! Даже сейчас смотрится жутко.

В правом верхнем углу виднеется нечто наподобие летающей коровы (привет Склиссу из "Тайны третьей планеты"!)

***

В сцене рассвета, когда нечистые убегают восвояси, можно заметить цирковое оборудование. Сначала показалось, что сцена снята задом наперёд: уж больно складно актёры запрыгивают на балкон. Но нет, "крылатых" на балкон поднимают с помощью чего-то наподобие резиновых тросов.

Вот так, используя все доступные имеющиеся визуальные средства (в том числе, тени, музыку, игру "испуганного" Куравлёва и "потусторонней" Варлей), сняли одну из самых шикарных сцен в советском кино.

Читайте также:

Как в фильме "Вий" Наталья Варлей выпала из летающего гробаКИНО TALK6 марта 2020

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек