«В один миг мы оказались отрезаны от своей страны»: что происходило на Байконуре после развала СССР

Так уж получилось, что 26 декабря 1991 года Россия внезапно потеряла главный советский космодром, который на утро оказался совсем в другой стране. Так как Байконур находился на территории Казахстана, то с этой даты он уже являлся территорией иного независимого государства.

Но эти глобальные изменения на земле не касались космоса, где в этот момент находилась орбитальная станция «Мир» с экипажем на борту, продолжалась космическая программа, планировались запуски военных и гражданских спутников.

И новой России пришлось в срочном порядке решать важнейший вопрос с продолжением космических запусков, где без уже казахского Байконура было никак не обойтись. Процесс занял 3 долгих года, пока не был подписан договор об аренде Россией космодрома, но за это время произошел сильнейший упадок и самого космодрома, и города Ленинск, который сейчас называется, как и космодром, Байконуром.

Сам город Ленинск (в Байконур его переименовали в 1995 г.) был построен в степи с нуля специально для обслуживания огромного комплекса космодрома На момент распада СССР в нем проживало 55 тысяч человек, из которых 80% составляли русские и лишь около 20% казахи.

Практически всё взрослое население, так или иначе, было вовлечено в деятельность космодрома и множества его служб и подразделений. И даже те, кто работал в других сферах (ЖКХ, торговле и т.д.) всё равно напрямую зависели от функционирования космодрома.

Поэтому когда Союз рухнул и Байконур с Ленинском перешли в собственность Казахстана, для всех этих людей, по их же словам, начались чёрные времена.

Космические программы начали сворачиваться, что делать с Байконуром дальше в руководстве и России и Казахстана еще не понимали, финансирование со стороны России остановилось, а Казахстану было вообще не до космоса и настолько дорогостоящих проектов.

По словам местных жителей, «…город погрузился в мрак». Полки магазинов, которые до этого ломились от дефицита (Ленинск из-за своего высокого статуса всегда был спецобеспечении), моментально опустели. И не привыкшие даже привычному провинциальному небогатому выбору жители просто пришли в ужас. А ведь вокруг лишь степь и нет возможности даже подкармливаться с подсобного хозяйства, как поступали во многих других регионах в 90-е.

Наступил тотальный дефицит всего и стихийный рынок в центре города стал главной точкой притяжения в Ленинске.

Мало того, казахские власти … открыли ранее закрытый город. И в него тут же хлынули все, кому не лень. Разумеется, включая маргиналов, гопоту, малообразованных и далеких от культуры жителей аулов.

По вечерам стало опасно гулять по улицам, да и днем частенько тоже было невесело: из-за безработицы и безденежья повсюду было много пьяных и агрессивных людей.

Специалисты и их семьи стали довольно активно покидать город, как правило, переезжая к родственникам в Россию. Причем, переселенцы первой волны уезжали вроде бы как временно, рассчитывая, что скоро Байконур снова оживет, ведь невозможно было представить, что такую махину просто бросят разваливаться.

Поэтому квартиры просто запирали на замок, как правило, оставляя там практически все имущество.

А хлынувшие в город «местные» попросту … вскрывали квартиры и селились в них, считая это справедливым.

Говорят, бывали даже случаи, когда врывались и в понравившиеся заселенные квартиры, угрожая расправой и выгоняя жильцов.

Многие квартиры разгромили и разграбили оставленное в них имущество.

В 92-м сожгли офицерские гаражи, Дом офицеров, были зафиксированы поджоги в военном госпитале и даже детсаду.

Но самый большой ужас для жителей, как еще оставшихся, так и «новосёлов» наступил зимой 93/94-х годов.

В тот год коммунальные службы больше не могли полноценно функционировать в сложившемся хозяйственно-правовом вакууме и все городские сети были переданы казахским властям. И случился форменный коллапс: у тех не было ни работников, ни денег, ни времени на организацию ЖКХ в Ленинске.

Как результат: люди зимой элементарно замерзали, и даже электричество с водой поступали с перебоями. В некоторых домах, где пустовало много квартир, даже закладывали кирпичом выбитые окна, чтобы ветер не гулял по помещениям и не выхолаживал дом еще сильнее.

Именно той зимой случился самый большой исход все еще на что-то надеявшихся жителей.

В 1994-м году, когда Россия и Казахстан подписали договор аренда Байконура и города Ленинска, его население составляло в 2 раза меньше, чем в 1991 году. Но при этом национальный состав кардинально изменился: теперь здесь было не 80% русских и 20% казахов, а наоборот. То есть можете прикинуть, сколько за два года уехало оттуда русских…

Продолжение с космодрома и города Байконур читайте в следующих публикациях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек