Тыквин не спас

Почти треть (30%) россиян хотела бы отмечать Тыквенный спас вместо Хэллоуина, показал опрос kp.ru. В нем приняли участие 7,6 тыс. человек.

"С сегодняшнего дня сатанинский и человеконенавистнический праздник Хэллоуин будет переименован в Тыквенный Спас. Испокон веков в Тыквенный Спас принято защищать свои тыквы от чужеземного влияния", – бывший помощник нижегородского депутата Олег Щеглов решил, что праздник можно и оставить, только слегка переименовать немного подправить в разрезе, так сказать, трендовой в нынешние сезоны скРЕПОносности.
Альтернатива в виде
Тыквенного Спаса получила свое распространение еще в прошлом году. Как покатилась идейная тыковка в конце прошлого октября, так и до нынешнего бодренько докатилась — не даром круглая, как дур... :

"В Хакасии отметят Тыквенный Спас. Он пришел на смену другому празднику, имеющему западное происхождение. Атрибут тот же – большой оранжевый овощ".

Администрация школы № 16 в Ижевске постановила, что отмечать новый праздник следует в костюмах оранжевого, красного или черного цвета, но без "маскарадных костюмов нечистой силы". Ибо нечистая сила — это не наше, а тыковка — плод осенний, витаминный, почти невинный.

Почему-то вспоминается тов. Дынин, которому в наших реалиях подошла бы фамилия Тыквин. Или даже Тыковкин, для большей душевности и в соответствии с массовыми тенденциями. Опять же, вместо противного Хеллоуина можно праздновать простой и добрый Холуин. И в написании название проще, и замечательное название как для лекарственного средства, так и для спиртовой настойки — можно даже два в одном совместить.

Депутат Госдумы Ярослав Нилов выступил с инициативой переименовать Хэллоуин по-другому — в День жутких сказок и историй. И я Нилова понимаю — какой бывший пионер не помнит, как в лагере, после отбоя, с восторгом и опасливым прислушиванием к посторонним звукам малолетние любители джинс, югославских сигарет и жувачки рассказывали друг другу истории про Чёрный Гроб на колесиках и вылезающую из него Кровавую Руку или вызывали Дух Пиковой Дамы, а самые смелые так и на Пушкина замахивались.. Почему-то Пиковая дама казалась более дружелюбной, что ли.

А вот на Спас имени пресвятой Тыквы служители обижаются: клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) надеется найти хорошего адвоката, потому что чувства верующих дороже праздникозамещения:

У нас свободная страна. Живи в лесу, молись колесу, стой на голове. Все в рамках государственных законов. Государственные законы не воспрещают такое безумное невежество. Но если какой-нибудь толковый адвокат сумеет доказать, что это оскорбление чувств верующих — очень хорошо.

Чувства верующих — это важно, настолько важно, что как ни повернись — кого-нибудь да заденешь. Особенно, если не хочешь скорбеть и радоваться по чьей-либо команде.

Традиция у нас такая, причем довольно древняя — в старинном "Поучении о князьях божиих" автор порицает жаждущее развлечений население:

«Но этими и иными способами,— читаем мы в «Поучении»,— вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты».

Это, если что, 11 век.

Несколько веков спустя, при Иоанне Четвертом митрополит Иоасаф направил царю специальное послание, где пишет о скоморохах: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве, се тебе государю в великое спасение, аще бесовская игра их не будет».

Как наряжались скоморохи, тоже не грех напомнить:

Но государь Иоанн свет Васильевич сам любил нарядиться скоморохом, и опричным своим таковое дозволял, так что дело не пошло.

А вот позже — получилось: Вв середине XVII века скоморохи были окончательно запрещены патриархом Никоном, который убедил царя Алексея Михайловича жёстко воздействовать на "бесовских людей»". Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что "скоморохов и слушателей их надобно бить батогами" а инструменты — гусли, бубны и дудки уничтожать.

Собственно, народные праздники, то есть праздники, властью не санкционированные, чем долее — тем с большим усердием искоренялись, а пик борьбы с народным весельем пришелся на правление Алексея Михайловича "Тишайшего" и патриарха Никона, знаменитого не только "расколом" — а кульминационным актом этой борьбы стал известный "противускоморошный" указ царя, изданный в 1648 году и разосланный в форме заповедных грамот по всей стране:

«Ведомо нам (царю Алексею Михайловичу) учинилось, что… умножилось в людях во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление, и скоморошество со всякими бесовскими играми… Многие люди… прелесником и скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечерам, и во всеношных позорищах на улицах и на полях, и богомерских скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках…

Сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солнечного всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахматы, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни, жонки и девки на досках скачут… клички бесовские кличут — коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичей град, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные… накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят».

и заключение царское:

«А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».

Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах, устраивать кулачные бои, качаться на качелях, гадать под Рождество и т. д. и т. п.

Собственно, почему? А потому что временное объединение людей для совместного веселья, когда его душа просит, а не когда руководство велит веселиться, само собой отменяет любые иерархические отношения, неформально объединяет людей и потому они весело игнорируют всевозможные нормы и запреты. Недаром в царском указе 1648 года народный праздник назван «мятежным действом».

И потому Хеллоуин, который пришел от другой, тоже бунташной, ирландской народной традиции, так напрягает "верхи". Бесконтрольное веселье … это же так нервирует. Что прошлых царей, что нынешних…

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек