Точно ли «Небеса обетованные» провал Рязанова

Помнится, в 90-е «Небеса обетованные» были встречены крайне негативно, но давайте, спустя 34 года, предоставим фильму еще один шанс.

Старая, как мир, история о кучке людей, выброшенных на задворки жизни и обреченных на самое маргинальное существование, которое, впрочем, им тоже не гарантировано, поскольку сильные мира сего социально неблагонадежный элемент не жалуют и истребляют, как могут — если не сам элемент, то среду его обитания, что, по сути, сводится к тому же. Между тем именно эти люди, эти самые clochards celestes (нищие, коих есть царствие небесное) представлены как носители не только яркой человеческой индивидуальности, но и истинной гуманности и высших проявлений человеческого благородства. Надеяться им не на что, кроме как на помощь с небеси и на восстановление где-то там, не на этой Земле, не в этой жизни попранной иси справедливости. Они рвутся на небеса обетованные, но кто знает, что ждет их там…

Фильм угнетающий, не дарующий надежды на жизнь. «Небеса обетованные» — многие справедливо считают провалом Рязанова. Режиссёр работал не в своем жанре: привык снимать в формате лирической комедии, а здесь тяжелая трагикомическая история (хотя присутствует множество забавных моментов, но тяжелых преобладает больше). Очень жаль, что в сценарии отсутствует Брагинский, он мог бы удержать Рязанова от непонятных решений.

Плюсами являются успешные работы актеров, юмор и ирония, однако поднятые в сценарии проблемы, сцены свалок и нищеты слишком тяжелы для восприятия. И, помнится, в 1990-1991 годах не было такого уровня бедности и столь большого количества бездомных. Таким образом, по поводу правдивости жизни (съемки проходили с сентября по декабрь 1990), изображенной в фильме, также возникают вопросы.

Следует повторить, что отдельные сцены хороши. Например, эпизод в тюрьме с Броневым, Волковой и Ахеджаковой действительно смешон, но только вне контекста фильма, просто как зарисовка, не более.

Сцена свадьбы персонажа Басилашвили вызывает отторжение. Трудно смотреть на финал свадьбы, пугающую тетку в своей ярости и жадности.

При этом потасканная невеста не пропадает, эта многостаночница умудряется на собственной свадьбе пообщаться с фотографом. Что тут смешного, если невеста изменяет на своей свадьбе?

Совершенно непонятно, почему ее так захватило при виде толстого, пьяного, пожилого мужчины.

Следующая смерть этого героя, с иносказательным «полётом ангела» — также странное решение режиссера:

Паровоз, сорвавшийся с рельсов и улетающий в никуда, лишь усиливает чувство страха. Что это? Сказка? Или все также трагически погибли? Неясно, что хотел выразить этой сценой Рязанов.

«Наш паровоз -вперед лети!»

Покоробили непристойные фразы героини Ахеджаковой («Как жизнь половая?). Раньше у Эльдара Рязанова этого не было.

А сцена с поеданием сгущенки, зачем?

Необыкновенный, пронзительный романс — лучшее, что здесь есть. Стихи Рязанова и чарующий голос Елены Камбуровой прекрасны.

И когда Гафт с Басилашвили исполняют «По тундре», тоже замечательно: все-таки когда интеллигенты поют блатные, уголовные песни, в этом есть своя изюминка.

Юмор иногда также на грани фола:

Однако блестяще сыгран эпизод с горемычной, побитой сынулей-бухариком героиней Ольги Волковой, когда она с собачьими глазами бессловесно вымаливает еду у посетителей кафе. Вот уж действительно, смех сквозь слёзы.

***

Эту заметку пишем после просмотра «Небес» по ТВ. Оказалось, фильм отцензурили, просто стерев звук. Из-за этого потерялся смысл эпизода, когда молодая «жена» кричит герою Басилашвили «Отстань от меня, импотент», а он ей: «Ну не всегда же, Жанночка, не всегда» —

Теперь так: она ему: «Отстань от меня!». А он ей «Ну не всегда же, Жанночка, не всегда».

***

Нашёлся ляп: Федор Степанович (Олег Басилашвили) приносит Жанне в постель завтрак, в том числе, банку сгущенки.

На подносе изначально она открыта нормально, а в руках у Жанны оказывается открытой вверх ногами.

***

И еще непонятный момент: героиня Волковой по сюжету теряет память (не помнит своего имени, адреса), однако на Дне Рождения Полковника отлично в деталях описывает свою бурную молодость, помнит имена своих любовников, детей и т.д. Хотя совсем недавно при встрече с детьми не проронила ни слова!

***

Эпизод, когда героинь Волковой и Ахеджаковой подселили в камеру к герою Броневого. Хоть и объясняется это нехваткой мест, но такое невозможно с точки зрения юриспруденции.

Также сокамерницы оставили портрет на стене, что, опять же, вряд ли бы позволило тюремное начальство.

***

Резюмируем: с одной стороны у нас великолепная актёрская игра, остроумные реплики, атмосфера тех времён, а с другой — разрозненный, не скомпонованный сценарий и ненормативная лексика с экрана. Фильм, даже как отражение эпохи перелома, чести Рязанову не делает, решившему рубануть конъюнктурное: «ну, ща я вам всем покажу, ибо можно!» Подзапутался мэтр с определением жанра. Что это было — трагикомедия, фарс, притча или обычная перестроечная чернуха? Ощущение стилистической невнятности и размытости не покидает в течение всего просмотра.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек