Если на палестино-израильском направлении у Трампа дела идут наиболее успешно (в правительстве Нетаньяху, хотя и есть единомышленники, которые требуют продолжения конфликта, но, похоже, их сопротивление в конечном итоге будет сломлено), что подтверждает шестинедельное перемирие (это первый шаг, за которым должен последовать полный вывод ЦАХАЛ из сектора Газа), то в контексте украинского конфликта с точки зрения его разрешения – ситуация выглядит гораздо менее оптимистично. Если говорить откровенно, то – совсем не оптимистично.
Д. Трамп и В. Путин. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Первым признаком текущей ситуации можно считать тот факт, что громкие заявления Трампа о том, что он завершит конфликт в течение суток, причем ещё до своей инаугурации, теперь перешли в категорию исключительно предвыборных обещаний, которые не обязательно исполнять (интересно, признает ли сам Трамп, что это оказалось ему не по силам, или просто сделает вид, что ничего подобного и не произносил, а если и произносил, то это не имеет большого значения?). Теперь речь идет о ста днях после инаугурации, о чем заявил специальный представитель по Украине Кит Келлог: «Я хотел бы поставить цель, как на личном, так и на профессиональном уровне, я бы сказал, давайте установим ее на уровне ста дней». То есть даже в плане риторики стоит отметить отсутствие жёстких сроков, в течение которых вопрос должен быть решен: Келлог явно оставляет за собой возможность того, что цель может быть и не достигнута.
Вторым признаком является то, что Келлог отменил свой уже запланированный визит в Киев, что напрямую свидетельствует о том, что пока ему не о чем говорить с Зеленским. И действительно: о чем говорить, если на данный момент нет ни детальной дорожной карты, ни хотя бы какого-то конкретного плана. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, в настоящее время команда республиканца только разрабатывает стратегию, которая предполагает усиление санкционного давления на РФ в случае, если Кремль проявит упрямство и откажется садиться за стол переговоров. Но стоит ли делать ставку на механизм санкционного давления, учитывая, что РФ уже окружена санкциями со всех сторон, и это, тем не менее, на данный момент не оказало значительного влияния? Вопрос, конечно, риторический.
Тем не менее, можно предположить, что точки соприкосновения будут найдены, но есть один аспект, который может поставить жирный крест на всех амбициях Трампа по урегулированию конфликта, а именно: бескомпромиссный антикитайский курс нового президента, о чем прямо заявил кандидат на пост госсекретаря Марко Рубио, выступая в Сенате. Это означает, что от Си Цзиньпина не стоит ожидать, что он каким-либо образом будет содействовать этому процессу (а китайский лидер, пожалуй, единственный человек, который может оказать влияние на Владимира Путина). Напротив, в такой ситуации Китай будет заинтересован в а) продолжении конфликта и б) создании антиамериканской коалиции, в которой РФ, учитывая ее ядерный статус, явно не займет последнее место. Следовательно, Пекин может значительно увеличить поддержку Москвы, что не только затянет конфликт, но и – не будем забывать о неукротимом темпераменте Трампа – вполне может перевести его на новый уровень. Если не к третьей мировой, то к глобальному противостоянию между Востоком и Западом с появлением новых горячих точек (например, Северная Корея может объявить войну Южной, а КНР начать аннексию Тайваня). И, что важно, вероятность такого сценария увеличивается с каждым днем.
Таким образом, несмотря на все предвыборные обещания республиканца и надежды некоторых элитных групп на быстрое разрешение конфликта, политика Трампа может привести к глобальному мировому кризису. Даже не к новой версии холодной войны, а к глобальному противостоянию с несколькими локальными конфликтами (до третьей мировой, думается, дело все же не дойдет, если только не вспыхнет ситуация с Тайванем или Ким Чен Ын не решится использовать ядерное оружие). Чем, по всей видимости, и будет достигнута цель тех, кто и привел Трампа к власти: к полному демонтажу всей мировой капиталистической системы в ее либеральном варианте.
Автор: Алексей Мошков