Моя статья про скромную сумочку — это, так сказать, предварение другого разговора, на болезненную прежде всего для нас тему, поиск ответа на вопрос, который вынесен мною в заглавие — "А почему же не копируется?". Если условный Восток и Юг хочет получить с Запада исключительно материальные блага, желая оставить своё — при себе в плане жизненного уклада и традиций, то наша страна несколько раз сама пыталась стать "Западом", начиная с Петра, или даже Запад опередить в развитии — в 1917 году.
Так отчего же не вышло?
Нам говорят, в том числе и несистемные оппозиционеры (сегодня камушки будут и в их адрес тоже, ибо — напросились), что у нас "институты власти" не те. Но там, где институты хороши, отнюдь не всегда все нарядно и благостно — вроде, и возможности есть, а выхлопа, как у Швейцарии или Швеции — нету. Ну, не сравнить с ними ту же Болгарию, и Польшу тоже не сравнить.
Поясню за "институты власти", которые теперь числятся как "хорошие" — это развитый парламентаризм, судебная система, свободная пресса, процесс согласования животрепещущих вопросов между правящей элитой и остальным обществом без вооруженных переделов и репрессий — т. н. "гражданское общество", и урегулирование разногласий с другими странами без говора пушек.
Но это — современные понятия, раньше, при Петре, который впервые решил "поворотить к Западу", было иначе, когда он тоже решил "скопировать институты" и зажить наравне с прочими.
Скопировать-то скопировали, но, как известно, не все — и от этого система начала впоследствии сбоить.
Я о крепостном праве. Поэтому копия получилась хромая, и капитализм, который в Европе бодро развивался уже при Петре (не дворяне его корабли делать учили, а уважать-то их приходилось поболее, чем собственную свиту), у нас получил возможности для нормального развития только в 1861 году. Но те самые "институты" уже отставали о западных, как и сознание 90% населения, а сознание, увы, меняется медленнее всего.
В 1861 крестьян освободили, в 1961 у нас строили коммунизм.
Страна наша за последние 100 с лишком лет пробежала исторически огромный путь: от страны с раннесредневековой деревней и фактическим рабством большинства населения до урбанистического общества западного типа.
И с частной собственностью у нашего общества отношения тоже весьма напряженные — если у крепостного не то, чтобы не было ничего своего, просто сам он был чей-то, и весь он, со скарбом или без, находился в чужой воле, а через 50 лет после у человека могла быть собственность только личная, но частной — опять нет, поэтому люди просто не понимают — а как это — веками копить, понемногу зарабатывать, тщательно инвестировать и передавать своё внукам-правнукам без того, что набегут-отберут. Поэтому кто может — тот ртом и всем конечностями рвет, а кто не может — смотрит и думает "ну погоди ты мне ужо".
И вот тут снова начинается разговор об институциях.
Потому что те, кто дорвался и уже может взять сколько унесет и еще вагончик — может, а точнее — мог, удрать с этим на Запад. К той самой всеобщей благости и хорошим порядкам и порядочности, где дрова могут полгода лежать у забора на улице (как в Болгарии) и недопитая чашка кофе стоять на столике у дома на улице, и её никто не утянет (как в Португалии). Человек, который на личном опыте испытал, что ни чашку, ни ручку нельзя оставлять без присмотра даже в министерстве, всею душою будет стремиться туда.
А Запад держал свои двери открытыми, прекрасно понимая, откуда взялся капиталец и у африканского Бокассы, и у наших воротил.
Фактически, Запад, пеняющий теперь россиянам на их недостатки, сам благополучно несколько десятилетий нас и обескровливал, получая для себя те деньги, которые могли бы быть расходованы на улучшение жизни и прорывной промышленный рост тут.
Это лицемерие — получать триллионы долларов и давая убежище их укравшим, а потом пенять "ах, вы такие ужасно отсталые".
Рис. А Меринова
Видный представитель Парижской экономической школы Тома Пикетти в 2015 году оценивал вывод денег из России в 75% ВВП или более $1 трлн. Еще раз — три четверти нашего ВВП волокли на Запад, минус — ВПК, что оставалось нам? На жизнь, на развитие??? А ничего!
Но с той поры вывод денег шел себе и шел, в этом году когда, как радостно заверяет нас телевизор, "Россия пришла к суверенитету", по оценкам ЦБ РФ, из России будет выведено не менее $50 млрд. Так что, если посчитать, то добравшиеся до рычагов выведи из страны примерно $1,5 трлн.
Гигантская сумма! У меня в голове не прокручивается! Это же из России можно было если не Швейцарию. то хоть Швецию сделать — на всем пространстве бескрайней!
Но самое печальное в том, что те, кто тут выкачивал и там заначивал теперь числятся видными оппозиционерами там, как те же Ходорковский и Невзлин, банкир Пугачев, разоритель пенсионных фондов и бывший действительный государственный советник РФ 1-го класса Борис Минц, банкир Железняк, награбивший в России $450-600 млн, кинув вкладчиков своего банка — мелких предпринимателей.
Чубайс тот же, любовь наша всенародная, пока молчит и политически не высказывается, но кто его…
И все они мечтают не о том, чтобы улучшить жизнь в России, нет — они мечтают вернуться и снова от души покачать.
Но Россия в этом не одинока — из дружественного и как бы "коммунистического" Китая массово бегут такие же клептократы. Китайские десятки и даже сотни миллиардов долларов, перегрели все рынки недвижимости стран Тихоокеанского региона и добрались до Америки и Европы. Это такие же "нечистые" деньги.
Но Китай пусть сочувствует себе сам, а я о другом теперь.
Если в "первом мире", на том самом Западе, верхние 5% населения, напуганные и слегка наученные и своими революциями, и большим барабумом 1917-1918 годов, который не только по России прокатился, начали думать не только о том, как поддерживать на сказочном уровне свою дорогую жизнь, но и улучшить в общем жизнь в своих странах, всего своего населения, чтобы в оном не копилось раздражение и оно не представляло угрозы сложившемуся приятному порядку вещей, то стратегия наших верхних 5% – обобрать подчистую свой участок ответственности и утечь в туман, к "хорошим институтам" изобразив фигуру "я весь пушистый в домике", а народ, не смогший удрать, пусть теперь страдает за геополитику, традиции и прочие великие скрепы.
Рис. А Меринова
Так же, как страдают палестинцы, пока семейство Ясира Арафата наслаждается жизнью "на бездуховном", а жены первых лиц ХАМАС — непримиримых борцов — скупают западные бренды.
Решить все это можно было давно и запросто — просто не пускать к себе на "пожить" клептократов всех стран, а заодно — семейства непримиримых борцов "с западными ценностями". Приехать посмотреть и прикупить — можешь, да пожалуйста, детей тоже выучить можешь, а вот жить ты будешь, милый, у себя!
Рис. А Меринова
Хочешь ты жить как здесь живут — давай, работай над обустройством пространства и умягчением нравов у себя дома! Глядишь — и внуки твои уже настоящими людьми станут!
Но Запад сейчас этого не хочет, и никогда, наверное, не захочет — потому что "плохие институты" в неразвитых странах — это отличный способ выкачивания денег ему на дальнейшее житие беззаботное. Без всяких "пробковых шлемов" и прочих осуждаемых ныне практик. Хотя… хотя нахлынувшие толпы мигрантов, пытающиеся прогнуть и сломать тамошнюю систему вселяют в меня некоторую слабую надежду.
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях