Пена, которая теперь везде

Поздно уже искать, как мы дошли до жизни такой, но а августе, месяце несомненно знаковом, кое-что недурно бы вспомнить. Вспомнить, например, о том, как производились "ученые мужи" на закате СССР, обладая уже знанием, как то для СССР закончилось.

А поэтому для ностальгического просмотра я предлагаю фильм "Пена", снятый по сценарию папы нынешнего великого державника — Сергея Михалкова, а если уж быть совсем точной — то по его комедии.

Пена, 1979kinopoisk.ru

Сюжет знаком даже представителям молодого поколения в науке — не даром у нас столько самых разных "академиков", почетных и как получилось: в 70-е крупные начальники, как правило, делавшие карьеру от станка и сохи, "для пущей солидности" заказывали диссертации реальным, но весьма циничным умникам, а после "успешной защиты", которую обеспечивали им деньги и связи с нужными людьми, значились везде докторами наук.

"Ученые негры" получали за труды солидные суммы — и за молчание, и потому, что диссертации реально были научными в самом прямом и не подлежащем иному толкованию смысле слова. Кому — честолюбие потешить, кому — куш солидный получить.

Михалков-отец смело разоблачал тот "достигаторский" слой общества, к которому и сам вполне успешно принадлежал и нравы которого хорошо знал — с его "нужными людьми", живущими по принципу "ты мне — я тебе" и круговой порукой. А еще Михалков художественными средствами показывал тот провал, в который неизбежно скатится научная деятельность, если талантливые и умные без поддержки "свыше" защитить диссертацию не могут, зарплаты имеют смешные, а зарабатывать вынуждены на тех, у кого нет знаний, но есть средства и полезные знакомства.

Собственно, куда Михалков показывал — туда нынче все и летит, только еще и усугубляясь возможностью эмиграции.

Из фильма этот нюанс убран — там хитрый Валерий Солома (Леонид Куравлёв) не делает себе нервы по столь деликатным вопросам – он, в составе "творческого коллектива" работает, делает науку под заказ. Без рефлексий по поводу поругания "научных принципов".

Финал печален для главного достигатора — Махонина, которого блестяще играет Анатолий Папанов (у него такие "отцы семейства" вообще очень органично смотрятся) – журналист Просов (в исполнении Евгения Стеблова), ничего не зная о "научной деятельности" своего дорогого тестя, делает журналистское расследование о "не соответствующих высокому званию советского ученого" лже-кандидатах и докторах всяческих наук. И карьера любимого тестя завершается ожидаемым фиаско – из его дома спешно сбегают все "полезные человечки", ибо сам он перестал им пользу приносить.

Актуально?

Еще как актуально! В свое время существование базы "Диссернет" только актуализировало повестку. И, собственно, даже в ученые дебри слишком углубляться не стоит — всё на поверхности и сопровождается бурными и продолжительными аплодисментами

А я вас поздравить хочуVenefica2 дня назад

Финал "того славного времени" мы уже знаем, так что… смотрите кино вдумчиво (с), и не всякое старое такое уж неактуальное.

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек