О важности упреждающего удара на примере Первой Пунической войны

О войне Карфагена и Рима, полагаю, со школьной скамьи слышали все. Ганнибал, Альпы. Слоны, в этих самых Альпах погибшие. Канны. Но далеко не все в курсе: вторжение карфагенской армии происходило в рамках Второй Пунической войны. Первая же произошла почти за полвека до нее и едва не завершилась победой Рима, когда в Африке высадись его войска под командованием двух консулов, однако в скором времени остался только один с частью сил. Звали его Марк Атилий Регул. И он не был полководцем столь же выдающимся как Публий Корнелий Сципион – победитель Ганнибала в битве при Заме.

Кстати, много лет назад я писал об этом сражении на страницах «Военно-промышленного курьера» И КАРФАГЕН БЫЛ РАЗРУШЕН (militaryarticle.ru)

Здесь бы хотел сказать о другом – о важности упреждающего удара по противнику, готовому, по меньшей мере, к войне. Актуальная ж тема, согласитесь. Особенно в свете почти тринадцать месяцев назад развернувшихся событий. И ждать пока ударят по тебе – дело опасное. Причем удар может быть не обязательно лобовой, нет. Под ним следует подразумевать в том числе и изменение баланса сил с последующим навязыванием воли более сильной стороной – слабой.

Кстати, когда перечитывал статью соответствующий пример и вспомнил: СОИ. Правда, инициатива оказалась блефом, но Горбачев в него поверил и пошел на неоправданные уступки в диалоге с Вашингтоном, в частности отдал американцам на растерзание Ирак, о чем я также писал: https://tehnowar.ru/204945-Kak-ubivali-Irak.html

Собственно, Рим и нанес упреждающий удар по крупнейшей тогда морской державе – Карфагену. Поводом стала в значительной степени контролируемая пунами Сицилия. На дворе стояли шестидесятые годы III века до Рождества Христова. Римляне как раз закончили покорение юга Апеннинского полуострова и одержали ряд побед над выдающимся полководцем того времени, мечтавшим о лаврах Александра Великого – эпирским царем Пирром. Но открытый конфликт с богатейшим Карфагеном… К этому Рим готов не был. Только вот.

Только вот в его стены прибыло посольство от так называемых мамертинцев, то есть наемников сиракузского царя Агафокла, в 289 году от Рождества Христова умершего. Царь помер, а наемники остались. И захватили расположенный на Сицилии город Мессену – нынешнюю Мессину.

Дальше они принялись заниматься тем, чем обычно занимаются оставшиеся не удел наемники – грабить. Новому сиракузскому царю это надоело и он поприжал мамертинцев. Те сначала обратились за помощью к карфагенянам и даже гарнизон их в город впустили, а потом передумали и направили посольство в Рим.

Вот тогда Сенат и принял решение, ставшее первым шагом на пути к превращению сравнительно небольшого, по мерках средиземноморских государств, города в империю. А мотивом послужила угроза форсирования карфагенянами Мессенского пролива и последующее вытеснение римлян с юга полуострова. Ибо заняв Мессену, пуны слишком близко подошли к югу Апеннин, что с точки зрения Рима стало угрозой его безопасности и нарушением баланса сил в западном Средиземноморье. Дальнейшее….

Дальнейшее известно: тяжелейшая борьба, поставившая Рим на грань гибели, и конечная победа.

Да, касательно судьб Регула: он попал в плен к карфагенянам и принял мученическую, по данным ряда источников, смерть.

Игорь Ходаков

Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек