Носили фибулы, использовали глиняные сковородки и исчезли в VII веке: тульские археологи рассказали о мощинцах

Археологи Государственного музея-заповедника «Куликово поле» продолжают рассказывать о самых примечательных городищах региона. На очередной лекции Алексей Воронцов, ученый секретарь музея, кандидат исторических наук, рассказал о раскопках в Суворовском районе Тульской области. Здесь жили наши предки – за века до того, как на территорию Верхней Оки пришли славянские племена.

Мощинцы, которые не знали, что они мощинцы

Городище Акиншино в Тульской области интересно тем, что оно – одно из самых поздних представителей данной культуры в Тульской области. Свое название культура получило благодаря поселению, которое было обнаружено возле села Мощино в Масальском районе Калужское области.

Любопытный момент: как сами называли себя представители народа, проживавшего на Верхней Оке в III-VII веках, ученые не знают. Также, как и кельтские народы, мощинцы получили свое имя от ученых, столетия спустя после своего исчезновения.

Мощинская культура в окружении балтских и славянских культур III—IV вв.

Мощинцы занимали довольно большую территорию. Они жили на территории Тульской, Калужской, Орловской, Московской и Смоленской областей. Общая протяженность расселения составляла около 300 км с Севера на Юг и с Востока на Запад. Сегодня на территории, где жили носители мощинской культуры, проживает 3-4 млн человек.

«В древности плотность заселения была, конечно, ниже. Но, в любом случае, это была заметная группа людей, которые, принимали участие в различных событиях и не оставались в стороне от истории», — считает Алексей Воронцов. Мощинская культура – его профессиональный конек.

Большинство городищ данной культуры в Тульской области имеют слои III-V века. Памятники VI-VII века долгое время почти не фиксировались. Акиншинское же городище существовало с III по середину VII века.

По следам первой российской женщины-археолога

Впервые Акиншинское городище было исследовано в 1903 году Юлией Гендуне.

«Юлия Густавна была серьезным исследователем. Она закончила Императорский Санкт-Петербургский археологический институт, свои отчеты вела очень педантично. Гендуне сделала топографический план, отметила вал Акиншинского городища. А еще Юлия Густавна очень аккуратно передавала найденные артефакты в музеи – например, ее находки и по сей день можно увидеть в Эрмитаже. Хотя для того неспокойного времени такая педантичность – довольно редкий случай», — поясняет Алексей Воронцов. Важной находкой Гендуне стали трехлопастные стрелы раннего железного века, переданные ею в Калужский краеведческий музей.

В наши дни археологи вели раскопки на Акиншенском городище трижды: в 2008, 2009, 2010 годах. В общей сложности, исследовано около 100 кв. м.

Поселение было многослойным, найдены здесь и предметы позднего, древнерусского периода X-XII вв.

«Мы нашли решетчатые браслеты, височные кольца, керамику. Здесь было небольшое поселение, тоже по-своему интересное, и вероятно, оно тоже станет частью рассказа. Но уже о славянских народах.»,- рассказывает Алексей Воронцов.

В слое IV века ученые нашли следы пожара гуннского времени. Датировка этого периода сделана по застежке-фибуле второй половины IV века. Это импортная вещь, изготовленная представителями черняховской культуры.

Глиняные сковородки и застежки, размером с ладонь

Маркером мощинской культуры выступают крупные, почти с ладонь, застежки-фибулы из свинцово-оловянного сплава.

«Такие фибулы встречаются часто, иногда их подбирают прямо с поверхности земли. Нередки они и в находках черных копателей. Но Акиншинское городище дало нам уникальный случай – фибула найдена там, где жил ее владелец, в том временном слое, когда он жил», — поясняет Алексей Воронцов.

Одежду мощинцы украшали круглыми нашивками размером с современную рублевую монетку из того же свинцово-оловянистого сплава.

«Это вариант «для бедных», тех, у кого нет средств на более дорогой материал. Такие нашивки плохо сохраняются, не во всех почвах. Часто разрушаются без следа. Женщины украшали одежду парными железными булавками, между которыми могли носить ожерелье или бусы», — продолжает ученый секретарь.

Любопытно, что мощинцы не знали печей. Еду готовили на открытом огне в очагах, ими же обогревали жилища. Использовали глиняные горшки, а для выпечки лепешек – подобие глиняных сковородок. Похожие до сих пор используются в Грузии.

Конец Акиншинского городища

Археологи смогли установить, как исчезли жители Акиншинского городища. Увы, конец их был печален. Найденные остатки построек буквально нашпигованы трехлопастными стенами – теми самыми, что нашла Юлия Гендуне, а позже и тульские археологи.

«Постройки сгорели. Жизнь на усыпанном стрелами городище прекратилась. И только к X веку здесь вновь решили поселиться люди. Но, как я уже говорил, это уже были представители другого, славянского народа», — рассказывает Алексей Воронцов.

Найденные трехлопастные стрелы предназначены для сложносоставного лука с костяными накладками. Луки, расстрелявшие жителей городища, были очень мощные, дальнобойные. Это оружие степняков – ведь в степи стрелять надо далеко. Луки лесных народов слабее, в чаще особо не «разбежишься», и дальний выстрел не произведешь.

«Стрелы, найденные нами, хорошо сопоставляются с найденными на городище Терехово на Средней Оке, это Шиловский район Рязанской области. Там тоже городище погибает в середине VII века и от тех же стрел. В этот период исчезает культура рязано-окских могильников, рязанские финны уходят в мещерские леса. А на территории Тульской области падает численность населения и исчезает мощинская культура», — рассказывает о печальном конце народа Алексей Воронцов.

Нападающие наставили и другие улики. Например, ременные накладки так называемого геральдического стиля.

Улики из прошлого, указывающие на нападающих – две бляшки с ремня для завязывания обуви. Нападающие не знали ботинок и сапог, ступню они заматывали кожаной «портянкой» и подвязывали ремешками. Такие бляшки были распространены на Кавказе и Крыму. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что нападающие были гостями с юга.

Мощинцы среди нас?

Ученые, исследуя особенности керамики на территории Тульской области выяснили интересный факт. Мощинцы, хоть в значительном количестве погибли от набегов южан в VII веке, не исчезли без следа. Археологи находят так называемые промежуточные формы горшков, напоминающие мощинские, но уже меняющиеся в сторону славянских очертаний.

«Мощинцы не погибли целиком. Их потомки доживают до IX века и становятся частью славянского населения. Кровь этих мощинцев влилась в славян, носителей культуры роменского типа», — завершает лекцию Алексей Воронцов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек