Назад в Европу?/Утренние размышления провинциального историка

Мы всегда были для Европы своего рода, простите за тавтологию, недоевропой. Во всяком случае, в представлениях ее политической и интеллектуальной элиты. Отсюда все эти обвинения нас в варварстве и жестокости – довольно нелепо звучавшие и звучащие из уст покорявших планету огнем, мечем и геноцидом романо-германцев.

Подобного рода упреки в наш адрес, если не ошибаюсь, стали распространяться среди интеллектуальных кругов Запада со времен посетившего Россию в позапрошлом столетии маркиза де Кюстина, одним из первых заговорившего о неспособности славян создать собственное государство. Для чего якобы и понадобились варяги.

Нет, первые русские князья действительно были норманнами, но их деятельность легла на подготовленную почву, равно как и создателей, скажем, Франкского королевства. Да и подобных примеров, причем и истории той же Европы, можно привести сколько угодно. В политическом вакууме, вне определенных условий, ничего построить невозможно.

Нынешний же западный мир пытается сочетать в общении с нами язык угроз и санкций с сотрудничеством в интересующей его сфере – скажем, в космосе. Но постоянно и со все большей настойчивостью варваризирует нас – известная сентенция папы Римского о чеченцах и бурятах чего стоит.

Но я бы хотел несколько слов сказать все же не о западном восприятии России, а о нашем отношении к самой Европе. У меня такое ощущение, что мы тоже руками и ногами пытаемся отгородиться от нее; причем не только на обывательском уровне разного рода мифами, но и на интеллектуальном.

Достаточно вспомнить труды на сей счет выдающегося российского интеллектуала, на мой взгляд в полной мере неоцененного – Вадима Леонидовича Цымбурского, равно как и работы деятелей современного евразийского движения – того же Дугина, например.

Мне видится в этом какое-то раздвоение сознания. Ибо перестав быть европейцами, мы точно не станем ни китайцами, ни иранцами. Наш срединный евразийский путь? На мой взгляд, обосновывающие его конструкции – искусственны и мертвы. Наша идентичность в Европе, в некогда сформировавшем ее цивилизацию Pax Romana.

И в условиях, когда сам Запад начинает отказываться от нее, наша культурная и интеллектуальная задача – эту идентичность сохранить, оставшись подлинной Европой. Согласны?

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек