Ну вот, ой-ой! Депутат Государственной Думы ФС РФ от Забайкальского края, ранее занимавший должность вице-премьера этого региона Андрей Гурулёв недавно посетил центральную районную больницу в поселке Газимурский Завод и обнаружил, что из 22 врачей, согласно штатному расписанию, фактически трудится только 8 специалистов.
Начальник приехал
Это.. как-то неправильно, не так ли? И как вице-премьер края до этого судьбоносного визита он не знал о текущих проблемах? Значит, Якеменко действительно прав — «начальство в космосе живет»?
— Ситуация катастрофическая: из 22 врачей в наличии всего 8, хирурга нет, а родильное отделение закрыто. Роженицам приходится ехать в Читу, а это 550 километров по не самой лучшей дороге, а до хирурга в Краснокаменске тоже не близкий путь для пациентов, до него надо добираться примерно 6 часов по грунтовой дороге, — пишет в ТГ депутат Гурулев.
Рис. А Меринова
Я посмотрела статистику и могу еще больше огорчить генерал-депутата: существует такое волшебное слово «оптимизация». Так в нашей великой стране называются все новые эффективные инициативы, спускаемые сверху для их безоговорочного исполнения, которые должны были вдохнуть жизнь в медицину, как мощный разряд дефибриллятора, сделать её более эффективной и конкурентоспособной.
Но на деле получается ровно наоборот: под лозунгом оптимизации в городах и селах закрываются и закрываются больницы и фельдшерские пункты. В том числе и на территории, которую в Думе представляет генерал.
Если верить статистике, то в последние годы в России остро ощущается нехватка среднего медицинского персонала, не хватает примерно 50 000 медсестер, лаборантов, акушеров, дезинфекторов и прочих крайне нужных специалистов в нормальной медицине.
Не хватает около 25 000 врачей. Это стабильно отсутствующие в поликлиниках неврологи, кардиологи, аллергологи и хирурги.
О, и терапевтов не хватает, и тоже хронически — потому что оставшийся «на два участка» доктор не в силах справиться с наплывом бабушек с возрастными и хроническими заболеваниями, он и рад бы работать на одну ставку, но не получается, и бабушки на приеме сердитые, и не бабушки — нервные, и ему еще «баллы» постоянно зарабатывать надо, участвовать в вебинарах и отчитываться за них, на вопросы отвечать, и от этого крыша едет, потому что на работе — работа, после работы — снова работа, в итоге доктор выгорает и сбегает «ну хоть куда-нибудь», порой даже из профессии.
У нас, кстати, уровень укомплектованности врачами в медучреждениях составляет примерно 68%, а значит те, кто остался, серьезно перерабатывают — и за тех, кто ушел, и за «мертвые души», которые всплывают в результате очередного расследования, ведомого СК, как в Санкт-Петербурге — на скромный миллиард.
Добросовестный и неравнодушный доктор? Горишь профессией, хочешь спасти — помочь?
Так тебе же хуже будет — разве у нас не хватает судебных претензий к врачам? Врач лишний раз боится взять инициативу и риск в лечении пациента на себя, зная, что в случае чего его могут засудить либо родственники, либо руководство медучреждения добавит головной боли. Нередки случаи, когда врач рискнул и спас пациента, а его будут третировать за самоуправство, обвиняя в нарушении врачебной этики и несогласовании протокола с руководством — как это произошло с хирургом Андреем Дикаревым. Как он осмелился взять и пришить лицо в одно лицо? Кто его на это уполномочил? Наказать!
Лечи по схеме — зато без нервов. Правда, и без эмпатии, и без эффекта будешь лечить, так если не можешь — тебя на месте не держат.
Вот поэтому и получается вместо 22-х специалистов — 8.
Ну и жилье, и заработок, и возможность разместить семью… Не только разместить, но и создать ей современные человеческие условия — в избушку типа «общежитие», которой в обед 80 лет и зимой половицы скрипят от мороза, а летом под ними шуруют мышки, и с туалетом во дворе никто не поедет. Садик, школа, досуг, наконец. Превозмогать — это было актуально 100 лет назад, но теперь идеалы тех превозмогателей тридцать с лишним лет назад признаны трагической ошибкой, так что, извините, нынче с этим не получится.
И это не только в Забайкалье так — это по всей России, если чуть отъехать от столиц — так же? Да и в столице не всегда все есть…
Гурулев не знал? Ну, зато теперь в курсе — а толку?
Рис. А Меринова