Похоже, что выдающиеся личности в стране задумали незаметно подготовить общество к новому этапу ослепительного счастья, и начали сдалека: а вот у них в Турции…
«Инфляция сейчас является главной проблемой нашей экономики. Но в целом при этом уровне инфляции можно существовать достаточно долго. Это не значит, что завтра что-то прямо вот обвалится и перестанет работать. У наших соседей в Турции инфляция около 50% в несколько лет. Я не говорю, что это хорошо, но это длительный процесс», — заявил бывший председатель Центробанка Сергей Дубинин.
Тем не менее, в Турции население не особенно счастливо из-за этой ценовой гонки; более того, местные продукты питания по-прежнему значительно дешевле, чем в РФ, а доходы, в общем, выше и климат, соответственно, мягче.
Вообще, товары повседневного и не только (мебель, ковры, посуда) пользуются спросом и стоят значительно дешевле, чем в Болгарии, что побуждает приграничных болгар ездить туда за покупками, тем самым "поддерживая на плаву" местную торговлю в таких городах, как Кыркларели и Эдирне. Мои дети тоже "наезжают" порадоваться турецкой щедрости.
Инфляция заставляет турков ценить "загостившихся", которые арендуют квартиры, дома и т. д. — потому что за аренду владельцы жилья предпочитают получать не в лирах, а в долларах или евро.
Кроме того, туркам в значительной степени помогают традиционно крепкие родственные связи — ведь множество молодых турок работает по всей Европе и поддерживает свои семьи на родине переводами в евро.
Примечательно, что турецкая инфляция спровоцирована экономическим бумом в стране, так как до 2023 года ставка турецкого Центробанка была низкой — 8,5%. В июне прошлого года турецкий Центробанк резко повысил ключевую ставку почти в два раза – с 8,5% до 15%, а затем постепенно увеличил её до рекордных 50%, что, кстати, не остановило инфляцию — в октябре этого года она составила 48,58%.
Кроме того, внешнеторговые условия в Турции существенно отличаются от наших. Очень отличаются.
Многие инвестиционные программы в Турции в значительной мере финансируются иностранными банками и международными финансовыми организациями. Поэтому все инвестиционные проекты номинируются не в турецкой лире, а в долларах или евро. Турецкие инвесторы располагают довольно приличными свободными средствами в долларах и евро и не хранят их за пределами страны, а реализуют глобальные проекты в условиях получения доходов через несырьевой сектор. У нас сырьевой сектор — основа экономики, а экспортерам разрешено оставлять выручку там, куда вывезено сырьё.
Поэтому предстоящее очередное повышение ставки Центробанка и отсутствие внешних источников финансирования делают любые сравнения с турецкой моделью развития некорректными.
Таким образом, они, конечно, могут жить и при 50%.
А вот мы…
Нам руководство ВТБ предсказывает шторм не идеальный, но сильный:
«Банки вплотную приблизились к бурной воде с сильным штормом, потому что реализовался процентный риск, в 2025 году он достигнет полноценного как бы шторма, потому что мы прогнозируем, например, повышение ключевой ставки в декабре до 23% и её сохранение на протяжении всего 2025 года. То есть это, по сути, шторм на процентном рынке».
А как в условиях этого шторма будут себя чувствовать утлые лодочки, празднующих на Титанике традиционно не волнует…