Место у реки, где часто затапливавет дачи, но ими продолжают пользоваться и не думают продавать

Многим нравится жить вблизи водоемов, особенно у рек. Это живописное место с уникальным микроклиматом и возможностями для водных путешествий и развлечений на различных типах водного транспорта. Однако жизнь рядом с рекой также сопряжена с рисками затопления, особенно если берега низкие. Именно о таком месте пойдет речь.

У моих родственников имеется дача, находящаяся недалеко от Красноярска, в пойме реки Енисей. За время моего наблюдения, она дважды страдала от наводнения — в 2006 и 2021 годах. Как же это возможно, ведь на Енисее расположены две крупные ГЭС, которые контролируют сброс воды через свои плотины и стараются предотвратить наводнения ниже? Об этом будет рассказано далее.

Последнее крупное наводнение в Красноярске произошло в 1966 году (до запуска Красноярской ГЭС) после двухнедельного периода непрекращающихся дождей.

Затопленный стадион на острове Отдыха в 1966 году

После строительства Красноярской ГЭС, предполагали, что такие масштабные наводнения стали невозможны. Но если не учитывать запасы снега в горах и не иметь резервов в водохранилище для сброса воды после сильных дождей, то ситуация может повториться.

Кстати, после начала работы Красноярской ГЭС, Енисей стал холодным, в нем невозможно купаться летом, а река не замерзает зимой. Это связано с тем, что забор воды для гидроагрегатов осуществляется не с поверхности водохранилища, а намного ниже.

В 2006 году произошло аналогичное наводнение. Затопило набережные и дачные поселки на низких берегах реки.

Почему ГЭС не смогла удержать воду в водохранилище, и пришлось экстренно сбрасывать её, открыв 4 из 7 створок водосбросов? В Саянах прошли сильные дожди, Саяно-Шушенская ГЭС сбросила излишки воды из своего водохранилища, и вскоре это же пришлось делать и Красноярской ГЭС.

Никто в здравом уме не будет переполнять водохранилище и ставить под угрозу плотину, поэтому КрасГЭС из-за сильных ливней перешла на режим сброса 10,5 тысячи м³ воды в секунду.

Дачный домик родственников тогда затопило по крышу. Он кирпичный, и не уплыл. Теплица также была закреплена на бетонном фундаменте. После того, как уровень воды продержался около двух недель, понадобился ремонт, штукатурка печи, и дачники остались без урожая.

Я думал, что после этого, через год, когда эмоции утихнут, они продадут дачу и купят в другом месте. Но нет, они так привязались к ней, что даже не обсуждали такие варианты.

Отдельный вопрос, кто изначально разрешил создать СНТ в пойме реки? Да, сейчас это водоохранная зона. Но в советские времена, должны были понимать, что здесь может произойти подтопление. И то, что в течение 40 лет не было паводков — не является оправданием. ГЭС лишь снижает их риски.

Ситуация повторилась в 2010 году, но тогда ГЭС сбросила меньше воды, и последствия были не столь серьезными. В 2021 году из-за сброса воды на ГЭС под водой оказались как правобережная, так и левобережная набережные Красноярска.

По данным Росгидромета, тогда в Западных и Восточных Саянах был зафиксирован рекордный запас снега — до 240% от нормы. Но почему-то воду не смогли сбрасывать заранее.

И снова дача родственников была затоплена. Вода дошла до фундамента домика. Вещи, как и в прошлый раз, были подняты на чердак, но урожай пострадал.

После этого паводка тема продажи дачи не поднималась. Хотя, при каждом продолжительном дожде возникают мысли и разговоры о том, «как бы нас снова не затопило». У старшего поколения есть склонность сильно привязываться к месту и даже к автомобилю. Напоминаю, многие слышали от близких: «Ну как я продам свою «ласточку»?!». Многие с автомобилем разговаривают чуть ли не как с живым существом. Эта тема может затронуть психологию, но не будем углубляться.

Привязанность к вещам и объектам собственности — это мощная программа в сознании человека. Поэтому некоторые будут терпеть неудобства, переживая страхи и волнения, когда возникают или могут возникнуть подобные неприятности с паводками, но не решатся сменить привычное место.

Возможно, в их понимании это даже неэтично. Ведь новый владелец также будет подвергаться риску подтопления, как и мы, а мы при продаже об этом умолчали.

А сколько таких дачных и жилых поселков по всей стране в поймах рек. Особенно опасные — горные реки или те, что берут начало в горах. Помните наводнение в Крымске в 2012 году, в Иркутской области в 2019-м и в Оренбургской области в 2024-м?

Крымск, 2012 год

Ведь и там ничего не изменилось после. Люди восстановили свои дома и продолжают жить в потенциальной зоне подтопления.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек