Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны», 1973 г.
Чтобы стать настоящим актером, нужно жить каждой сыгранной ролью, пропускать ее через себя. А если не получается, то уходить из профессии.
Человек необыкновенной харизмы, Лаврентий Масоха запомнился зрителям по работе во многих фильмах, мастерски перевоплощаясь как в положительных, так и в отрицательных героев. Е
го последней ролью в кино стал образ штандартенфюрера СС Штольца в сериале «Семнадцать мгновений весны». Именно эта работа, как утверждают коллеги актера, стоила ему жизни.
Родился Лаврентий Масоха в небольшом селе под Киевом 23 августа 1909 года. Семья была бедной и многодетной, поэтому вскоре отец принял решение перебраться в город, где устроился матросом в речное пароходство, а затем рабочим на фабрику.
Такая же судьба ждала и Лаврентия, который после нескольких лет учебы в трудовой школе стал учеником литейщика. На заводе был создан драмкружок, и вскоре Масоха стал пропадать на репетициях по вечерам. Он твердо решил, что свяжет свою жизнь с искусством.
Актером он себя считал посредственным, но был убежден, что станет отменным режиссером. Поэтому в 1928 году стал студентом режиссерского факультета Киевского музыкально-драматического института имени Лысенко.
Учеба давалась ему легко, но уже на первом курсе появилась возможность попробовать себя в кинематографе. Правда, в качестве актера. Лаврентию настолько понравилось работать на съемочной площадке, что после удачного дебюта в 1929 году он уже не мыслил своей жизни без кино.
И пусть роли были второстепенные и не всегда доводилось играть положительных героев, Лаврентий Масоха сумел раскрыться как талантливый и неординарный актер.
Слава любимца публики закрепилась за ним в 1939 году, когда на экраны вышел фильм «Большая жизнь». В нем актер сыграл одного из главных героев, получил предложение переехать в Москву, но не успел – началась Великая Отечественная.
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны», 1973 г.
Лишь в 1945 году он вошел в труппу столичного Театра-студии киноактера. Препятствий было множество, хотя здесь все хорошо знали и помнили старшего брата Лаврентия.
Петр Масоха также был актером, однако его репрессировали и сослали в сибирские лагеря. Поэтому отношение к младшему брату со стороны театральной администрации было прохладным.
Коллектив же принял молодого и талантливого провинциала очень радушно, а новые значимые роли в таких фильмах, как «Сталинградская битва», «Рядовой Александр Матросов», «Тарас Шевченко», «Любушка» лишь закрепили за Масохой славу баловня судьбы.
Несмотря на то, что этот человек очень скоро стал знаменит и узнаваем, его личная жизнь не складывалась. Лаврентий Масоха шутил, что он женат на кинематографе, и в этом была доля правды.
Коллеги вспоминали, что он мог напрочь забыть о романтическом ужине, когда речь шла о разучивании новой роли. В итоге актер так и остался завидным холостяком, о котором украдкой вздыхали многие девушки.
В жизни Масохи было несколько значимых кинокартин, которые стали своеобразными вехами в его актерской карьере. Среди них – «Сердце Бонивура», «Софья Перовская», «Их знали только в лицо».
Большой удачей актер считал предложение о съемках в сериале «Семнадцать мгновений весны», где были собраны все звезды отечественного кинематографа.
Роль у актера, как тогда говорили, была проходная – всего лишь секретарь Мюллера. Однако коллеги буквально давились от смеха, когда Лаврентий Масоха добросовестно изображал из себя этакого исполнительного болвана.
20 июня 1971 года, когда съемки близились к завершению, актеру нужно было представиться в кадре, однако он не смог выговорить слово «штандартенфюрер», что вызвало вспышку гнева у режиссера Лиозновой. Она накричала на Масоху и объявила перерыв до следующего дня.
Актер сильно расстроился из-за этой неудачи и пошел с друзьями в соседний ресторан, чтобы как-то снять полученный стресс. Но сердце актера все-таки не выдержало переживаний и остановилось.
Заслуженному артисту РСФСР Лаврентию Емельяновичу Масохе был всего лишь 61 год. Знаменитый фильм «Семнадцать мгновений весны», вышедший позже, в 1973 году, он уже не увидел.