Вы наверняка сами замечали, что Александр Серый, который официально является режиссёром "Джентльменов удачи", ничего близко повторить не смог, ни до, ни после. У него вся фильмография:
1963 — Выстрел в тумане
1965 — Иностранка
1971 — Джентльмены удачи
1976 — Ты — мне, я — тебе
1982 — Берегите мужчин!
За что сидел в тюрьме режиссёр "Джентльменов удачи"
Если копнуть, посмотреть поближе, то выясняется, что Данелия сильно приложил к этой комедии руку: и сценарий писал, и был художественным руководителем фильма, и монтажом занимался.
Говорят, что режиссёру с тёмным прошлым — сидевшему Александру Серому дали снимать этот фильм только при условии, что если что то пойдет не так, то Данелия сам встанет за камеру. Снимать кино про зеков и тюрьму — в те годы это было смело, но рисковано. Мы о судьбе Александра Серова уже писали:
За что сидел в тюрьме режиссёр "Джентльменов удачи"
Из интервью:
«Из-за своего несдержанного характера Александр оказался в тюрьме, ему дали 6 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».
Со слов Виктории Токаревой (одного из сценаристов фильма), Данелия даже три ключевые сцены снял:
1. В камере, где "хулиганы зрения лишают";
2. На даче, новогодняя сцена, где Леонов подарки раздает — "письмо Хмырю от хмыренка";
3. Заключительная сцена, где Косой и Хмырь убегают, а Леонов догоняет.
Кроме это, Данелия участвовал в монтаже. Он и вырезал две песни, где Крамаров пел про Ялту, а Вицин про слона. Одному Богу только известно, какие разногласия и скандалы были между режиссёрами по этому поводу.
Кинокадров не нашлось. Зато аудиозапись сохранилась. При всём уважении к артистам, фильм особенно ничего не потерял из-за отсутствия этих песен.
Георгий Данелия защищал готовый фильм от "правок" Госкино. Также "верхи" хотели вырезать Крамарова, из-за его отъезда в США, либо вообще фильм запретить. Данелия аргуменировал, что герой Крамарова — вор-неудачник, который сам себя дискредитирует.
Также есть типичная байка, что Брежнев спас это кино (как и сотни других).
Вот так, под протекцией именитого и авторитетного режиссёра мы и получили замечательную советскую комедию на все времена.
Вот такие нюансы советского кинопроизводства выясняются.
Еще наши статьи про этот фильм: