Самый банальный способ — это запреты, которые появились с опозданием лет на …цать.
Я вот о чем, собственно — на днях глава СКР Александр Бастрыкин предложил запретить продажу алкоголя лицам младше 21 года. Общественность, естественно, восторженно поддержала эту инициативу — большинство россиян выступили за ужесточение норм продажи алкоголя для молодежи. Это подтвердил опрос портала Superjob. Сухой закон для граждан младше 21 года поддержали целых 65% опрошенных.
Следует помнить, что мнения молодежи не учитывались — и это особенно примечательно. Не буду повторяться о "автомате с 18-ти", это уже избитая тема, я о другом, собственно, хочу удивиться.
В курсе ли глава СКР о том, что нынешняя молодежь уже "не та", и водку в бачок школьного туалета не ставит?
Так вот, исследование, проведенное НИУ ВШЭ, показало, что в период с 2006 по 2019 годы доля пьющей молодежи в возрасте от 14 до 22 лет уменьшилась в 2,3 раза — с 62,1% до 26,9%. В подгруппе подростков 14–17 лет этот показатель снизился с 39% до 9,8%, а среди 18–22-летних — с 77,1% до 43,1%.
И, что интересно, он продолжает снижаться. Даже без каких-либо дополнительных мер. Просто потому, что подросло поколение гаджетов, а онлайн-битвы это не дружеские встречи с битами и пивом за гаражами. Тот досуг неумолимо уходит в прошлое, оставаясь доступным лишь детям из неблагополучных семей, где именно родители и "попробовать дадут", и сами купят, если что.
Здесь как бы и не поспоришь с социологами, которые в своем исследовании решили повторить общеизвестную истину:
Дети из семей, где у обоих родителей наблюдается неумеренное потребление, в среднем более подвержены употреблению алкоголя. В случае с подростками от 14 до 17 лет неумеренное потребление алкоголя матерью имеет более значительное влияние, чем неумеренное потребление отца. Также на уровень потребления алкоголя молодежью влияет отсутствие одного из родителей в домохозяйстве. Особенно повышает склонность молодежи к употреблению алкоголя отсутствие в домохозяйстве отца в сочетании с неумеренным потреблением алкоголя матерью.
Но такие родители чаще теряют работу и чаще лишаются прав опеки над детьми. Это, конечно, не всегда спасает детей, но иногда помогает.
Более того, российские наркологи отмечают, что молодое поколение теряет одну из ключевых черт нашего "национального своеобразия" — приходящим на смену советским поколениям молодые уже не перепьют ни латыша, ни поляка, ни болгарина. Хотя в прошлом году потребление крепкого алкоголя возросло, но это произошло за счет старшего поколения, от 40 лет и старше — ведь там, где молодежь обращается к психологам или психотерапевтам и получает рецепты на антидепрессанты, люди постарше предпочитают привычные средства "снятия стресса" — как завещали предки.
Это, кстати, подтверждает и фармацевтическая статистика: в 2024 году российские потребители гораздо активнее покупали антидепрессанты, чем даже два года назад:
за январь—ноябрь 2024 года продажи антидепрессантов в рознице выросли до 16,1 млн упаковок, что больше на 16,8% по сравнению с предыдущим годом и превышает показатели всего 2023 года (15,3 млн). Продажи за 11 месяцев прошлого года также оказались больше, чем в пиковом 2022 году: тогда россияне приобрели 13 млн упаковок.
Да, женщины, ровесницы тех мужчин, которые всё ещё справляются с беспокойством и тоской с помощью алкоголя, также переходят на антидепрессанты. Наши дамы, как известно, больше заботятся о собственном здоровье, и если раньше могли спросить "где стакан", то теперь записываются на консультацию к "душевному доктору". Опять же, после такого лечения голова не болит, и отеки под глазами не выдают их печали…
Таким образом, поколения разошлись в своих предпочтениях и привычках.
Так что — зачем такие меры? Разве что — подогреть угасающий интерес, ведь, как известно, запретный плод — сладок, а молодежи свойственно идти наперекор.
Хотя, конечно, всё можно объяснить и без конспирологии — просто желанием что-то еще немного подправить. Бывает… Руки просят порулить.