«И вот стал я смертью, разрушителем миров». Как человечество вступило в эпоху ядерного безумия

Летом 1945 года на острове Тиниан, что находится в южной части Тихого океана, в секретных лабораториях США были собраны две атомных бомбы. Урановая – «Малыш», и плутониевая – «Толстяк». 6 и 9 августа эти изделия с милыми именами были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки.

По данным Министерства энергетики США, первоначальное поражение вызвало гибель 110 000 человек. Менее чем через неделю Япония капитулировала, положив конец Второй мировой войне. Одновременно с этим закончил свое существование Манхэттенский проект. Тот самый, что в глубокой тайне от всего мира создал свои смертоносные игрушки.

В 1939 году президент Франклин Делано Рузвельт получил срочное послание. Альберт Эйнштейн сообщал: американские физики обнаружили способность урана, к генерированию огромного количества энергии. Ученый писал, что это открытие вполне может привести к созданию доселе невиданного оружия, обладающего невообразимой разрушительной мощью. Кроме того, он предупреждал, что Гитлер, возможно, ведет разработки в этом направлении.

Подобная информация мобилизовала американское руководство. По всей стране, да и вне ее, стали набирать лучших физиков для участия в новом секретном проекте.

Алекс Веллерштейн, доктор исторических наук Технологического института Стивенса в Нью-Джерси, США, рассказал: «Сначала их цель состояла в выяснении возможности создания ядерного оружия, как такового. Однако, уже 1942 году задача изменилась: США должны получить атомную бомбу прежде Германии».

Десятки тысяч людей были привлечены к исследовательским работам. Проект, получивший кодовое название «Манхэттенский», стал приоритетом для Соединенных Штатов, стремительно раскручивая механизм государственной машины.

Тайные города

Несмотря на название, исследования проводились не только в Штатах. Была задействована Канада, Великобритания, Бельгия. Активно эксплуатировались острова в Тихом океане. Для получения уранового топлива были построены ядерные реакторы в Ок-Ридже, восток штата Теннесси, США, и в Хэнфорде, штат Вашингтон. К концу войны над проектом работало более полумиллиона человек. И всё в полном секрете. Но, как такое возможно? Ответ прост: закрытые города.

К 1945 году в Ок-Ридже проживало 75 000 населения, а в Хэнфорде 50 000. Эти населенные пункты не отображались на картах, а работники понятия не имели, что они производят. Государственный заказ, и все. Самые деликатные исследования проводились в Лос-Аламосской национальной лаборатории, расположенной в отдаленных горах северной части Нью-Мексико. Конечно, были утечки, ходили слухи, активно работали разведки разных стран.

«Появление атомной бомбы у США стало неожиданностью не только для мировых держав, но и для абсолютного большинства работников, задействованных в этом проекте», – пояснил Веллерштейн.

«Теперь мы все сукины дети»

Мир никогда не видел ядерного взрыва, поэтому эксперты могли только предполагать, сколько энергии будет выделено. Некоторые ученые вообще сомневались, что что-то произойдет. Необходимы испытания. Тестовую операцию решено было назвать «Тринити», и провести ее на краю полигона Аламагордо, известном как «Jornada del Muerto» (путешествие к смерти) в 210 милях к югу от Лос-Аламоса. В последние секунды до взрыва, большинство наблюдателей легли на землю. В понедельник, 16 июля 1945 года, ровно в 5-30 утра планета вступила в ядерную эпоху.

Результат был ошеломляющим. Башня, являвшаяся целью на полигоне, была стерта с лица Земли. Окружающий ее асфальт превратился в песок, а 200-тонный металлический контейнер, стоявший в километре от эпицентра, был смят в гармошку.

Люди, находившиеся в десяти километрах падали, по пустыне пронесся нестерпимый жар. После недолгой эйфории к присутствующим пришло понимание, что, собственно, они построили. По спинам пробежал холодок.

Отреставрированные кадры кинохроники тестового взрыва «Тринити»:

Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта рассказывал, что, когда огненный шар на месте взрыва разросся до такой степени, что затмил небо, то у него в голове возник отрывок из «Бхагавад-Гиты»: «И вот стал я смертью, разрушителем миров»

Директор по испытаниям Кеннет Бейнбридж заметил: «Теперь мы все сукины дети».

Конец Манхэттенского проекта

Через несколько недель после Тринити были нанесены ядерные удары по Японии. Это тоже были, своего рода, полевые испытания нового оружия. Кроме того, это была демонстрация мощи Соединенных Штатов, предупреждение возможным противникам. Архивные кадры бомбардировки Хиросимы.

Был ли проект успешен? Мнения разделились. С одной стороны, он помог положить конец Второй мировой войне. С другой, он же стал отправной точкой в гонке вооружений, началом Холодной войны, источником нестабильности и разногласий между крупнейшими державами. Многие ученые критиковали создание сверх оружия. Лео Сцилард, ведущий физик Чикагского университета, один из главных разработчиков атомной бомбы, просил Трумена не применять ее, а получив отказ, он забросил физику, переключившись на исследования в биологии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек