— Первым, кого ты увидишь, буду я. Я с тобой на всю жизнь,- пообещал он Дзидре, проводив ее до дверей операционной.
Вот только его жизнь оказалась трагически короткой…
Здесь начинается история о жизни Евгения Урбанского:
"И стали по-настоящему близки. Где? Да на травке": история большой любви и драмы Евгения УрбанскогоНаедине с кумиром9 декабря
Свой счастливый билет Евгений Урбанский вытащил на последнем курсе Школы-студии МХАТ. Случайно заглянув на "Мосфильм", он попал в группу картины «Коммунист» и, несмотря на неудачные пробы, привлек внимание режиссера Юлия Райзмана.
Высокий, румяный, с плакатной внешностью, он казался созданным для роли большевика-энтузиаста. Но режиссер смотрел еще глубже: за богатырской статью скрывались неистовый темперамент и душевная ранимость.
— Губанова будет играть Только Урбанский!- настаивал Райзман, игнорируя отсутствие у студента актерского опыта.
На съемках в Переславле Евгений с маниакальной самоотдачей перевоплощался в своего героя. Ходил в гимнастерке, трижды в день рубил лес. Питался на ходу, сжимая в одной руке батон хлеба, а в другой — батон колбасы, будто заряжаясь этой грубой простонародной энергией.
Коллеги на площадке смотрели на него с сочетанием восхищения и тревоги: так отдаваться роли казалось и гениально, и рискованно.
«Коммунист»
После выхода картины на экран Урбанского без промедления приняли в Театр имени Станиславского. Говорили, что Михаил Яншин, заметив в молодом актере мощный потенциал, попросил в отделе кадров увеличить ему зарплату, пошутив:
— Ты посмотри, сколько такому овса надо!
Вскоре театр предоставил начинающему артисту комнату в коммуналке у Никитских Ворот. Но туда поехали только жена с дочерью. Евгений остался жить в общежитии. К тому времени Ольга уже точно знала, что муж изменяет ей с Татьяной Лавровой.
— Между нами все кончено! — однажды заявила ему Ольга.
Ольга Урбанская
Он даже не пытался сопротивляться. Лишь тихо вздохнул, как будто искал слова, которые не ранят, и не находил.
— Ты… ты все время меня воспитывала. Как жить, как дышать, как быть. А с Таней…, — Евгений запнулся, но не от стыда, а от неловкости признания. — С ней мне легко. Я ей нравлюсь такой, какой есть. Она просто… восхищается.
Официально их брак распался гораздо позже, лишь в 1962-м. Суд вынес вердикт, сухой и бесстрастный: "Не сошлись характерами".
Но и с Лавровой семьи не сложилось. Они не оформляли отношений. Просто семь лет жили то в театральном общежитии, то ютились за ширмой у ее бабушки, то снимали комнату. Казалось, Урбанский был искренне влюблен, но эти отношения стали лишь естественной ступенью в новую, иную жизнь, которую он интуитивно искал…
Евгений Урбанский и Татьяна Лаврова
С латышской актрисой Дзидрой Ритенбергс наш герой познакомился в 1961 году на Московском кинофестивале, куда она приехала из Риги вместе с подругой Вией Артмане.
В шумной светской толчее он увидел ее и остановился. Она была тем самым сиянием, которое привлекало взгляды: ослепительная кинозвезда, удостоенная «Кубка Вольпи» за роль Мальвы. Для Урбанского она казалась существом из иного, недосягаемого мира.
Дзидра тоже знала его по экрану. Но еще тогда для себя отметила: "гений, но не красавец". Однако в жизни грубоватые черты лица артиста смягчались таким искренним и мощным обаянием, что ее прежняя оценка мгновенно улетучилась.
— Я вас знаю. Вы Мальва, — сказал он, протянув ей свою огромную ладонь.
— Я тоже вас знаю. Вы Губанов, — парировала Дзидра.
С этого момента у них завязался страстный и яркий роман. Через три недели после встречи Ритенбергс потребовалась серьезная операция на сердце. Урбанский, не раздумывая, отложил все съемки и театральные дела и практически поселился в больнице, не отходя от больничной койки любимой.
Дзидра Ритенбергс
А как только ее выписали, повел под венец, будто боялся, что если она уедет в Ригу, эта сказка закончится.
— Ты уедешь и не вернешься, — сказал он ей с прямолинейностью человека, знавшего, как быстро ускользает счастье. — Сначала поженимся!
Дзидра была старше, опытнее, — женщиной, хорошо знавшей цену страстям, славе и их последствиям. До Урбанского у нее был многолетний громкий роман с Вячеславом Тихоновым, из-за которого тот ушел от Нонны Мордюковой.
Их брак был оформлен в 1962 году. Тогда же Дзидра, благодаря связям мужа, стала актрисой Театра имени Станиславского. Со стороны это вполне могло выглядеть как прагматичный расчет: стремительный роман, закончившийся замужеством, давал ей не только пылкого поклонника, но и прописку в Москве, и место в престижном театре.
Евгений Урбанский и Дзидра
Настоящая же драма разворачивалась на другом фронте. Оставленная ради новой страсти, Лаврова и не собиралась сдаваться. Молодая, но цепкая, она боролась за Евгения с отчаянием, которого не было ни у Ольги, ни, казалось, у самой Дзидры.
Одержимость Татьяны дошло до того, что она через свою родственницу сообщила Урбанскому о своей беременности.
— Но со мной этот номер не прошел, — сухо прокомментировал он жене манипуляцию бывшей любовницы.
Тогда Лаврова позвонила самой Дзидре и рассказала новость. Но ответ той был наполнен властным спокойствием и поистине царственным достоинством:
— Ну и что? Присылайте ребенка, будем воспитывать.
Татьяна Лаврова
Удивительно, но при всей своей страстной и непостоянной натуре Урбанский был своего рода "однолюбом". Только объекты этой всепоглощающей любви сменяли друг друга: сначала Ольга, потом Татьяна, наконец, Дзидра. Он отдавался каждой связи полностью, пока она не выгорала.
И многие полагали, что, останься он жив, Ритенбергс вряд ли стала бы последней в этом ряду. Его природа требовала новых высот, новых страстей. Эта внутренняя неуемность, однако, уживалась с прозаической реальностью брака.
Евгений Урбанский на сцене
После свадьбы молодожены ютились в тесной комнатке театрального общежития, и лишь спустя несколько лет им удалось получить отдельную квартиру. Но даже в стесненных бытовых условиях Урбанский оставался тем самым рубахой-парнем: хлебосольным, открытым, душой компании.
Их дом быстро стал творческим салоном, где собирались друзья из мира искусства. Дзидра позже вспоминала трогательную деталь: чтобы говорить с ней на родном языке и секретничать на людях, Евгений за короткий срок выучил латышский.
— Если ты жену любишь, ты научишься говорить с ней на ее родном языке, — говорила она.
В их гостиной можно было встретить труппу цыганского театра «Ромэн», семью режиссера Григория Чухрая, поэта Роберта Рождественского, коллегу по сцене Евгения Леонова. Закадычным другом Евгения был Юрий Никулин, а из Ленинграда часто приезжал Иннокентий Смоктуновский, которого Урбанский искренне боготворил и даже мечтал назвать в его честь будущего сына.
Евгений Урбанский и Дзидра Ритенбергс с коллегами
Но их совместная жизнь не была усыпана розами. Еще когда супруги впервые приехали на родину Дзидры, Евгений ощутил неловкость. Дом ее родителей говорил об интеллигентном и обеспеченном мире, в котором она выросла. Он же был родом из иной, суровой жизни.
К счастью, родственники жены приняли его тепло. Но этот визит стал для актера болезненным открытием и стимулом работать с удвоенной энергией, хотя прежнего головокружительного успеха в кино достичь уже не мог.
Карьера Ритенбергс тем временем развивалась. Ей поступали интересные предложения. Однажды сам Андрей Тарковский пригласил ее на роль в «Андрее Рублеве». Условием, однако, была обнаженная сцена. Дзидра, очарованная масштабом замысла, готова была согласиться. Но Урбанский, узнав о пикантном условии, устроил настоящий скандал:
— Хочешь показаться голой, давай созовем друзей, — в ярости кричал муж. — Но раздеваться перед всей страной я не позволю.
Дзидра Ритенбергс
В 1965 году Дзидра узнала, что ждет ребенка. Ей было 37 лет, и беременность протекала непросто. В этот момент Евгений получил приглашение сняться в главной роли в фильме «Директор» и возможность вновь громко заявить о себе.
На площадке Урбанский, как всегда, настаивал на полной аутентичности. Он сам исполнял все трюки, хотя съемочная группа уговаривала его подстраховаться дублером. Его погубила не столько жажда дополнительного гонорара, сколько фанатичное отношение к профессии, та самая страсть к совершенству.
Сцена, где его герой должен был прыгнуть на грузовике с бархана, не считалась особо рискованной. Но в этот раз что-то пошло не так. «Газик» на полном ходу перевернулся и придавил актера.
С тяжелейшими травмами и переломами его доставили в больницу Бухары, где он вскоре скончался. Последними словами 33-летнего Урбанского были:
— Боже мой, как больно!
«Директор»
О том, что она теперь вдова, Дзидра узнала лишь спустя три месяца после трагедии. Близкие и друзья берегли ее, ведь она находилась на последних месяцах беременности. А еще надеялись, что материнство придаст ей силы принять невыносимую правду. Все это время женщина жила в тревожном ожидании — почему от мужа нет вестей, почему внезапно прекратились письма?
Известие о его гибели стало для нее ударом, после которого жизнь в Москве, где каждый уголок напоминал о любимом, стала невыносимой. Дзидра была вынуждена вернуться в Ригу. Однако горе не сломило ее окончательно. Найдя в себе силы, она окончила режиссерское отделение Латвийской консерватории и впоследствии поставила шесть фильмов, реализовав себя в новой профессии.
Дзидра Ритенбергс с дочерью
В последующие годы вдова актера вела скромный уединенный образ жизни, избегала публичности, а ее верными спутниками стали три собаки. И даже в преклонном возрасте, изредка появляясь на людях, она поражала окружающих своей неизменной красотой и царственной статью. Дзидра Ритенбергс ушла из жизни в марте 2003 года, не дожив нескольких месяцев до своего 75-летия.
Дочери Евгения Урбанского не пошли по стопам отца. Евгения стала певицей. Ольга всю жизнь посвятила науке и много лет преподавала биологию в университете. Сестры, выросшие в разных семьях, никогда не общались и не были даже знакомы друг с другом. Каждая из них осталась наедине со своей частью памяти об отце.
Дорогие подписчики и гости канала! Чтобы не пропустить публикации и эксклюзивную информацию, рекомендую подписаться на Телеграм канал, где я своевременно информирую и даю ссылку на новую статью.
ЕЩЕ НА КАНАЛЕ:
3 мужа бросили ее за пьянство, но погубило обычное яблоко. Как выглядит красавица дочь Елизаветы НикищихинойНаедине с кумиром14 ноябряУмерла в США, но завещала похоронить себя в России: в чем был секрет пышного бюста актрисы из фильма «Афоня» и кто ее знаменитый мужНаедине с кумиром17 октября