Поразительная судьба удачливого, невероятно одаренного и азартного русского графа. Воин, хозяин, победитель, стратег и управляющий.
Начну с пушкинских строк:
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
Так и есть. Державин и Петров воспевали героев русской земли в возвышенных поэтических формах. При этом и Александр Сергеевич не остался в стороне и, будучи пятнадцатилетним юношей, посвятил героям нашей родины стихотворение: «Воспоминания в Царском селе», строки из которого вы только что прочитали.
Упомянутый в стихотворении Алексей Григорьевич Орлов заслужил высокую честь благодаря военным заслугам, сопоставимым с подвигами Суворова и Ушакова.
Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова. 1773 год. Художник Карл Людвиг Христинек.
Не имея опыта командования флотом, А. Г. Орлов успешно провел сложную военно-морскую кампанию.
Во время Архипелагской экспедиции русско-турецкой войны (1769-1774 годов) он взял штурмом турецкую крепость Наварин 21 апреля 1770 года. Это сражение стало первым значительным успехом русского флота в Восточном Средиземноморье.
Русские корабли, входя в Наваринскую бухту, вступили в артиллерийскую дуэль с береговыми батареями. Умело преодолев преграды, эскадра встала на якорь в бухте вне досягаемости турецкого огня и высадила десантный отряд из 300 человек с двумя батареями полевых пушек, взятых с кораблей эскадры адмирала Спиридова.
Моряки быстро разместили пушки на высотах вокруг крепости и немедленно открыли ураганный огонь по турецким позициям и фортификационным сооружениям. Турецкий интендант, после шести дней обстрела с суши и моря, не стал испытывать судьбу и сдал крепость.
О взятии Наварина граф Орлов доложил Екатерине II следующее:
«В городе взято 7 знамен, 42 медные пушки, 3 трехпудовые мортиры, несколько бомб, достаточное количество ядер, 800 пудов пороха, много гранат и всякой мелочи».
Комендантом крепости был назначен предок А. С. Пушкина — Иван Ганнибал. Он в кратчайшие сроки смог навести порядок и подготовить базу для всей русской эскадры.
Александр Сергеевич Пушкин писал:
«И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь Чесменских пучин
Громада кораблей вспылала
И пал впервые Наварин».
«Чесменский бой». Картина 1848 года, Художник И. К. Айвазовский.
Грандиозная атака на турецкий флот произошла 24 июня 1770 года в Хиосском заливе. Мощная турецкая эскадра под командованием капудан-паши Хассан-Бея была вынуждена укрыться в Чесменской бухте, где с 5 по 7 июля полностью была уничтожена с помощью брандеров.
Рапорт Алексея Орлова императрице о Чесменской победе:
«Со флотом за неприятельским пошли, до его дошли, к нему подошли, схватились, сразились, разбили, победили, поломали, потопили, сожгли и в пепел обратили»!
Подразделения, подчиненные Орлову, высадились в южной Греции, поддерживая греческих повстанцев. Был захвачен ряд островов архипелага и заблокирован пролив Дарданеллы, отрезав снабжение Стамбула.
Россия даже планировала принять около тридцати греческих островов в русское подданство, назвав их «Архипелагским великим княжеством». За время войны флот Орлова захватил 365 турецких судов и 300 судов нейтральных стран, контрабандно торговавших с Турцией.
Османская империя полностью потеряла контроль над Эгейским морем, и ее флот был лишен активности на протяжении всей русско-турецкой войны.
После великой победы, вошедшей в историю как «Чесменская битва», за А. Г. Орловым следовали толпы преданных почитателей, желающих хоть одним глазком увидеть победителя османов. Греки буквально молились о нем. За свои воинские подвиги Алексей Григорьевич Орлов был награжден орденом Святого Георгия первой степени и правом носить титул Орлов-Чесменский.
В честь победной битвы в Средиземном море в Царскосельском селе была воздвигнута мраморная колонна.
Чесменская колонна, установленная в Екатерининском парке Царского Села в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении 24–26 июня (5–7 июля) 1770 года, во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов.
Третий сын новгородского генерал-губернатора Григория Орлова родился в селе Люткино Тверской губернии в 1737 году. В 1749 году был записан рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк. Учился в Сухопутном кадетском корпусе в Петербурге. В 1755 году получил чин сержанта.
С началом Семилетней войны в 1757 году Алексей Орлов был зачислен добровольцем в Обсервационный корпус, охранявший тыл действующей армии. По возвращении в Петербург служил в гренадерской роте лейб-гвардии Преображенского полка в чине поручика. Был известен отменным здоровьем, огромной физической силой, взрывным характером и «буйным образом жизни».
После свержения Петра III, в чем он принимал непосредственное участие, стал приближенным к императору, а, вернее, к императрице. За ценную услугу был одарен милостями Екатерины II и возведен в графское достоинство.
В последующие годы Алексей Григорьевич Орлов получил звания генерал-адъютанта, генерал-поручика и, наконец, генерал-аншефа (1769) и был назначен командующим Российской Средиземноморской эскадрой.
Он проявил себя не только как талантливый военачальник, но и как дипломат. Искусной интригой сумел для блага России похитить и доставить из Италии авантюристку «княжну Тараканову», выдавшую себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Задание императрицы Алексей Орлов выполнил блестяще, и государыня похвалила его за «подвиг естества».
После невиданных побед и оказания значимых услуг, он почувствовал охлаждение со стороны монаршей особы, которая стала тяготиться и прежними фаворитами, и нежелательными воспоминаниями, и их свидетелями.
Не желая быть в тягость, А. Г. Орлов подал прошение об отставке и 2 декабря 1775 года был отставлен «навсегда от всякой службы» с назначением пенсии. Граф уехал в пожалованное ему императрицей «без всякого зачету в полном составе, в потомственное владение» имение «Остров».
Рыбники. Старинные пироги на современный лад.
Супруги: Евдокия Николаевна Орлова (Лопухина) и Граф Алексей Григорьевич Орлов.
В 1782 году «опальный» граф задумал жениться на E. Н. Лопухиной, о чем известил императрицу. Та в собственноручном письме от 28 апреля поздравила его с предстоящим браком. Свадьбу сыграли в подмосковной усадьбе с большим размахом. Почти «вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней».
В обустройстве своего имения А. Г. Орлов использовал все современные увлечения того времени. В том числе устроил нечто подобное современному стадиону или физкультурному полю, где проводились физические забавы, в которых не раз и сам принимал участие, подтверждая легенду о своей редчайшей богатырской силе.
На московском имении граф не остановился. Его предприимчивая рука распростерлась почти до малороссийского юга.
В октябре 1776 года он основал в Воронежской губернии два конезавода: Хреновский и Чесменский, где вывел знаменитую породу «Орловский рысак» — легкоупряжные лошади с наследственно закрепленной способностью к резвой рыси.
Лошадей для селекции граф приобрел во враждебной России Османской империи. Содействие покупке оказал тот самый паша Хассан-Бей, командовавший разбитым турецким флотом. Граф взял в плен его семью и «…человеколюбиво…» с ней обращался. Затем вернул пленников на родину, тронув не только пашу, но и императрицу, в письме к Вольтеру назвавшую Орлова рыцарем.
Лошадей Орлов отправлял морем. Но самого ценного — Сметанку, доставляли через Балканы своим ходом в сопровождении целого отряда. Для большей безопасности белого жеребца вымазали углем, так как черные лошади ценились меньше.
Про главную северную рыбу и ее производные: Лабардан, Рунтовку, Сушью.
Орловский рысак.
Существуют сведения о том, что граф Орлов увлекался голубями. С его именем часто связывают породу «Орловский белый турман». Некоторые историки полагают, что для этой цели граф построил в Подмосковье дачу, которую местные жители прозвали голубятней из-за того, что в верхней ротонде здания действительно располагалась голубятня.
Предположительно, главное здание было возведено в 1780 году по проекту архитектора Матвея Казакова. Дом строился как «путевой», для удобной остановки в переездах между Москвой и усадьбой Остров, расположенной в 30 км от Кремля.
Кроме того, неподалеку располагалась усадьба «Нескучное», где Алексей Григорьевич устраивал званые обеды и организовывал лошадиные скачки, а также кулачные и петушиные бои. Эти мероприятия пользовались огромной популярностью. Их посещали не только аристократы, но и простые москвичи.
Попутно граф занимался разведением собак и домашней птицы. Его «боевые гуси» и петухи с курами были известны даже за границей. Он же основал «Московские бега», которые проходили летом на Донском поле, а зимой на льду Москвы-реки. Традиция сохранялась до войны 1812 года.
Благодаря графу Орлову-Чесменскому в России появилась еще одна мода — на цыганское пение. Сам он увлекся им еще во время походов против Турции. В 1774 году в Москву из Румынии он привез первый цыганский хор, что и стало началом для профессионального цыганского исполнительства в России.
Граф имеет отношение, пусть и косвенное, к знаменитой настойке Ерофеич. Превосходная настойка на травах была изобретена цирюльником по имени Ерофей. Он успешно лечил ею графа Алексея Григорьевича от различных недугов.
Русские щи. Рецепты от вепсов, уральцев и Федора Ивановича Шаляпина.
Усадьба «Остров».
Сегодняшний адрес крестьянской усадьбы «Остров» графа Орлова-Чесменского, расположенной в 12 км от Москвы: Московская область, Ленинский район, село Остров, ул. Новая, 1А.
Алексей Григорьевич неустанно обустраивал усадьбу «Остров». В дворцово-парковый ансамбль входило около полусотни зданий и сооружений. По его желанию на территории был разбит живописный парк с садами и оранжереями.
Талантливый военачальник стал отличным хозяином и при этом отличался отменным хлебосольством. Эта сторона жизни героя отечества в самых ярких красках представлена в книге М. И. Пыляева «Старый Петербург»:
«Вельможи века Екатерины щеголяли роскошью своих балов. Но и семейные вечера наших бар, даваемые запросто, отличались торжественностью и великолепием; про графа А. Г. Орлова рассказывают его современники, что он еженедельно давал вечера, на которые съезжались все званые и незваные.
Сам могучий хозяин встречал гостей, сидя в передней гостиной вместе с некоторыми почетными лицами, распивая чай и другие напитки. Здесь все были веселы, громко смеялись и рассказывали друг другу новости.
На таких вечерах в десятом часу накрывался ужин кувертов (персон) на двести. На одном столе ставился сервиз серебряный, на другом — из саксонского фарфора; за первым столом служила прислуга вся старая, в сединах. За вторым суетились молодые официанты.
Подавали аршинные стерляди, судаки из собственных прудов; спаржу толщиною чуть ли не в добрую дубину из своих огородов; телятину белую, как снег, выхоленную в люльках на своем же скотном дворе. Персики и ананасы были также из своих оранжерей; даже вкусное вино из ягод, вроде шампанского, было домашнего приготовления».
Капуста по-старорусски. Вологодские рецепты. Хороши и для глазу, и для души, и для желудка.
Яйца «Орлофф» с креветками.
Яйца «Орлофф» от Огюста Эскофье
Огюст Эскофье, вдохновленный знаменитыми историческими персонами семьи Орловых, создал серию блюд под «брендом» Орлофф, куда входила известная всем телятина «Орлофф», яичница болтунья, рубленные битки в жировой сетке и многое другое.
Самое простое и доступное для каждого почитателя Орловых блюдо — яичница болтунья. Ее подавали с раковыми шейками и щедро поливали раковым маслом. Если у вас есть желание и возможность, то вы можете приготовить ее в первозданном виде.
Но я уверена, что многим придется по вкусу вариант с креветками и чесночно-креветочным маслом. Это по-настоящему вкусно и к тому же невероятно эффектно выглядит.
Для приготовления вам понадобится:
Яйцо куриное — 6 шт., креветки в панцире — 250 г, красный болгарский перец — 100 г, лук репчатый — 60 г, масло сливочное — 50 г, масло растительное — 30 мл, чеснок — 2 зубчика, петрушка — небольшой пучок, соль и перец — по вкусу.
Креветки очистите от панцирей и удалите венки. Панцири нарвите на небольшие кусочки. Растопите в сковороде сливочное масло и добавьте панцири и измельченный чеснок.
Обжаривайте все на среднем огне около 2-х минут, постоянно помешивая. Затем уменьшите нагрев и на небольшом огне томите панцири в сковороде еще 10 минут. Установите небольшое сито над миской и переложите в сито все, что находилось в сковороде. Аккуратно отожмите вилкой панцири и соберите выделившееся масло.
Репчатый лук и болгарский перец нарежьте очень мелкими кубиками. Петрушку мелко нарубите. В сковороду, в которой вы обжаривали панцири, добавьте растительное масло и выложите измельченный лук.
Обжаривайте лук на среднем огне до мягкости и прозрачности. Добавьте петрушку и болгарский перец и все обжаривайте до мягкости перца. Теперь добавьте очищенные креветки и обжаривайте их до изменения цвета.
Посолите все и поперчите. Извлеките креветки из сковороды и добавьте в сковороду взбитые с солью и перцем яйца. Приготовьте яичницу болтунью и разложите ее по порционным тарелкам. Сверху выложите креветки и полейте все креветочным маслом.
Сразу же подавайте яйца к столу.
Распробовала медовую коврижку. Вкуснее не ела. Поделюсь отличным рецептом.
Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.