Город Горький узнал, что такое Радиационная авария на 16 лет раньше Чернобыля Засекреченная Авария в Горьком

Здравствуйте. Авария на Чернобыльской Атомной Электростанции, которая произошла в 1986 году была далеко не самой первой радиационной катастрофой в СССР. Крупномасштабной репицей стала площадка в городе Горьком.

На заводе «Красное Сормово» в Горьком произошла авария во время строительства атомной подводной лодки 18 января 1970 года. О этой катастрофе мало кто знал, эта трагедия была долгое время засекречена.

Военная атомная подводная лодка проекта 670 «Скат» с тактическим номером К-320 производилась в «Красном Сормово» под строжайшим контролем и секретностью. 18 января 1970 года у большинства людей в Горьком был выходной, но не у работников, который трудились над проектом 670 «Скат».

В этот день рабочие должны были произвести гидравлические испытания первого контура реактора. Необходимо было узнать, способен ли атомный двигатель подлодки работать при давлении в 250 атмосфер, чтобы он был в состоянии выдержать подобное в реальных условиях.

Работа кипит, никто из присутствующих не знает о том, что еще на стадии сборки в конструкцию реактора закралась ошибка, а слесари забыли поменять часть заглушек — оставили пластиковые вместо того, чтобы использовать металлические.

В 09:30 утра на проекте 670 «Скат» происходит аварийная ситуация. Из-за технологических нарушений реактор запустился раньше времени и начал работать на полную мощность. Что привело к тому, что пластиковые заглушки вылетели, вода соединилась с урановыми стержнями и началась реакция. Давление воды стало критическим и произошел гидравлический взрыв.

В ту же секунду на высоту в 60 метров ударил столб воды и пара, загрязненных радиоактивными частицами. Реакция длилась около 15 секунд, автоматическая защита не успела сработать. Реактор получил повреждение и отключился, но этого хватило для того, чтобы слесари первыми получили самую сильную дозу радиации.

После эвакуации всех пострадавших срочно госпитализировали в Москву — в ту же больницу, куда через 16 лет повезут пожарных из Припяти. О том, что произошло никто не узнал, со всех работников завода взяли подписку о неразглашении и дело засекретили. Жителям города об опасности тоже никто не сообщил — не было ни сирен оповещения, ни предупреждений о радиационной опасности.

Работы по деактивации радиационного заражения продолжались до 26 апреля 1970 года. Ликвидаторы получили мощное облучение радиацией, и большинство из них были добровольцами.

Директор завода Михаил Юрьев получил звание Героя Социалистического Труда и был представлен к ордену Ленина. В 1972 году он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Ни об аварии, ни об ударном труде рабочих при срочном производстве подводных лодок в прессе не было ни слова — на эти темы всё так же действовал строжайший запрет. Усилия заводчан были оценены не столько по достоинству, сколько формально. Их похвалили за строительство сухогрузных теплоходов и перевыполнение плана по производству стали.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек