Герман Садулаев: «ГОВОРЯТ, ЧТО АМЕРИКА СОБИРАЕТСЯ УЙТИ ИЗ НАТО, АМЕРИКА СОБИРАЕТСЯ УЙТИ ОТТУДА И ОТСЮДА…»

Сегодня мы с писателем и волонтером СВО Германом Садулаевым рассмотрим одну интересную политологическую теорию, суть которой заключается в том, что всё, что происходит на международной арене в данный момент, – это «закат Америки». Согласно этой идее, решимость Трампа является лишь хорошей мимикой при плохой игре, а под лозунгом Make America Great Again скрывается выход Америки из глобальных инициатив.

Герман Садулаев / ВН

«ВН»: – Герман, может ли быть так, что Америка как сверхдержава уходит в прошлое?

– Возможно, Америка уходит, оставаясь на месте. Если говорить о том, как уйти по-английски – уйти без прощания, то уйти по-американски – это как бы уйти, при этом никуда не уходя.

Я пока наблюдаю, что Америка никуда не уходит. Да, она сокращает свои пропагандистские программы. Но делает это, опять же, по какой причине? Из-за неэффективности. Чтобы выделить больше средств на более результативные проекты.

Америка продвигает свою экономику и экономическую гегемонию. Она остаётся самой мощной страной в военном плане. Поэтому я верю, что Америка уходит, не уезжая на самом деле. Я бы так это описал.

США. Висконсин. Милуоки. Экс-президент США, кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп и кандидат в вице-президенты США, сенатор от штата Огайо Джеймс Дэвид Вэнс на Национальном съезде Республиканской партии. Фото: AP/TASS

«ВН»: – Герман, но Трамп открыто оскорбляет Европу, утверждая, что «мы больше не будем заботиться о вашей безопасности». И если это выглядит как намерение Америки поссориться со всеми своими прежними союзниками, разве это не то, чем оно кажется?

– На данный момент мы видим это лишь в риторике. Ни одна из американских военных баз (а они находятся по всему миру, включая Европу, и их там много) не закрыта. Американское ядерное оружие не возвращено обратно в Америку.

Американские войска остаются на прежних местах дислокации. Американский флот не вернулся обратно в американские порты. И Америка продолжает оказывать поддержку своим союзникам по НАТО. Например, предоставляя им разведывательные данные. У Америки самая обширная и мощная спутниковая система. Даже когда они, казалось бы, заявили, что прекратили делиться некоторыми данными с Украиной (что на самом деле вызывает большие сомнения у экспертов), Америка утверждала, что не прекратила делиться своими разведданными с европейскими союзниками по НАТО.

Говорят, что Америка собирается покинуть НАТО, что она намерена уйти оттуда и отсюда. Америка собирается прекратить поставки своего оружия туда и сюда. Однако пока мы не видим реальных шагов к выходу Америки из НАТО. На данный момент мы наблюдаем лишь риторику.

США. Невада. Лас-Вегас. Бывший президент США и кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп во время выступления на ночном митинге после кокусов. Фото: AP/TASS

Трамп заявляет, что «вы должны больше инвестировать в собственный оборонный бюджет, вы не должны полагаться исключительно на Америку, которая защитит вас своими деньгами и оружием». Но всё это может быть лишь попыткой Трампа призвать своих партнеров к порядку, указать им на их место и добиться большей управляемости и подчиненности. Это может быть так.

Это может не отражать реального намерения Америки выйти из всех пактов и покинуть мир в целом. Это может быть просто стремлением подтолкнуть и подчинить. Во всяком случае, всё, что мы сейчас наблюдаем, – это своего рода разрыв. Как говорят англичане и американцы – «гэп».

Вот такой разрыв между риторикой и реальными действиями. Но посмотрим. Возможно, будут реальные действия: закрытие американских баз где-то в мире, возвращение американского флота, возвращение американского ядерного оружия в Америку. Вот тогда можно будет говорить о том, что Америка действительно возвращается в свои границы.

Но пока что мы этого не наблюдаем, все американские базы по всему миру продолжают функционировать и оказывают как прямое, так и косвенное влияние на мировую политику. Ведь трудно назвать Германию независимым государством, когда на её территории размещены американские войска. Трудно считать Японию независимой страной, пока на её земле находятся американские военные.

Мы, возможно, об этом забываем, но в Японии располагаются американские базы. Американские военные базы находятся на суверенной территории Японии. И это оказывает определённое влияние на суверенитет. Если бы на территории России находились базы других стран (например, английские или канадские), мы бы с большим сомнением относились к своему суверенитету.

А по всему миру, включая Европу, располагаются американские базы и войска. В Японии и в Азии также находятся американские базы и войска. Поэтому на данный момент в этом плане мы не наблюдаем никаких реальных изменений.

«ВН»: – В рамках одного поколения действительно сложно понять эти процессы. Но есть такое философское понятие «конструкт». Это когда невозможно научно доказать существование чего-то, но можно увидеть последствия этого существования. Любовь – это ненаучное понятие. Но когда кто-то прыгает с моста из-за несчастной любви, это очевидные последствия. И сейчас мы наблюдаем, что Макрон стал активным, как будто жареный петух его клюнул, хотя три года он не проявлял такой активности.

– Да, Европа начала уделять внимание своей военной безопасности. Поскольку у Европы собственные вооружённые силы были крайне слабыми и малочисленными. И когда они стали задумываться о том, что «а вдруг Америка нас не защитит», ситуация для них стала выглядеть довольно мрачно.

Не то чтобы российская или украинская армия могла завоевать пол-Европы. В своём нынешнем состоянии хорошо вооружённая и многочисленная украинская армия вполне может дойти до Ла-Манша, если Америка не вступится за Европу. Но утверждать, что Америка полностью отказалась от Европы, я бы не стал.

Я полагаю, что Америка просто пытается заставить Европу больше подчиняться и, возможно, тратить больше на оборону в рамках НАТО.

Американские военнослужащие на международных военных учениях НАТО. Фото: VALDA KALNINA EPA TASS

В НАТО ключевые позиции занимают американские генералы. И американцы фактически управляют всем НАТО. НАТО – это альянс, который в первую очередь отстаивает интересы Америки.

Безусловно, Трамп хочет, чтобы на эти американские интересы выделялось больше европейских средств, чтобы НАТО существовало не только за счет американских денег. Это понятно. Но чтобы Трамп полностью отказался от НАТО как инструмента военного и политического давления на мир… Я не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем.

Возможно, что-то начнёт меняться, как вы говорите, в рамках нескольких поколений. Но вряд ли мы доживем до момента, когда Америка откажется от своей мировой гегемонии.

Военные базы никуда не исчезнут и будут оставаться до последнего. И американское военное давление будет сохраняться повсюду до последнего. Хотя, возможно, эта схема начнёт меняться. Действительно, значительное количество государств в мире больше не устраивает система однополярного мира. И они будут либо конфронтировать, либо не присоединяться к американским планам.

Индия. Нью-Дели. Премьер-министр Индии Нарендра Моди приветствует своих сторонников у штаб-квартиры Индийской народной партии («Бхаратия джаната парти»). Фото: AP/TASS

И я думаю, что это окажет гораздо большее влияние на падение гегемонии Америки, чем споры с Европой. Споры с Европой – это внутренние разногласия НАТО. Как говорится, милые бранятся – только тешатся. А те, кто действительно претендует на то, чтобы подвинуть Америку с её позиции мирового гегемона, это, конечно, Китай. Это, безусловно, другие страны Юго-Восточной Азии. Это, конечно, Индия. Рост их мощи может повлиять на изменение мировой структуры с единым гегемоном – Америкой.

«ВН»: – Как вы думаете, как на это смотрит Китай? И как реагирует на эти события Китай?

– Китай реагирует на всё очень прагматично. Если интересы Китая не затронуты, он не будет вмешиваться. «Разбирайтесь там сами, хотите – с Европой, хотите – с Украиной, хотите – внутри НАТО, главное – не трогайте наши интересы».

А китайские интересы сейчас находятся в других регионах. Например, Китай осуществляет широкую экспансию в Африку. Африка становится фактически колонией Китая. И на любое посягательство на свои позиции в Африке Китай отреагирует очень резко.

Председатель КНР Си Цзиньпин на 15-м саммите БРИКС. Фото: EPA/ТАСС

Либо на другие угрозы своим жизненным интересам Китай будет реагировать болезненно. Но с другой стороны, следует понимать, что экономика Китая всё еще сильно зависит от доллара. Активы Китая хранятся в долларах. И международная торговля Китая во многом осуществляется в долларах.

Мы это видели даже на уровне небольшого, среднего бизнеса в России – если вы попытаетесь перевести расчеты на рубли и юани, вы столкнетесь с нежеланием китайских партнеров. Они предпочитают расчеты в долларах, поэтому китайская экономика до сих пор сильно завязана на долларовой системе.

Таким образом, Китай также не заинтересован в том, чтобы Америка рухнула, а долларовая система потерпела крах. Отчасти он поддерживает её. Он является частью этой глобальной экономической системы, где доллар занимает ведущие позиции.

На данный момент все разговоры о появлении новой валюты стран БРИКС остаются на уровне планов. Но Трамп уже отреагировал очень резко, заявив, что примет самые строгие меры против стран БРИКС, если они попытаются создать валюту, конкурирующую с долларом.

24 октября. Председатель КНР Си Цзиньпин, президент РФ Владимир Путин и президент ЮАР Сирил Рамафоза во время совместного фотографирования глав делегаций государств БРИКС. Фото: Александр Казаков/пресс-служба президента РФ/ТАСС

На данный момент такой валюты нет. Доллар по-прежнему остаётся главной валютой, и он печатается в США. Поэтому США продолжают оставаться центром мировой экономики. И пока что это выгодно Китаю. На данный момент Китай это поддерживает.

«ВН»: – Очевидно, что и России предстоит искать своё место в этом мире?

– Да, России. Это главный вопрос для нас. России необходимо найти достойное место в этом мире. Это самое важное, что сейчас нас волнует. Поскольку Китай и Америка разберутся между собой, они найдут компромисс, они не будут воевать. Даже полномасштабной экономической войны между Америкой и Китаем не будет, это невыгодно ни одной из сторон.

Но какую позицию займем мы? Что мы получим от этого? У нас сравнительно небольшая экономика. У нас всё еще существует огромный разрыв между масштабами нашей страны, запасами природных ресурсов и той незначительной долей, которую мы занимаем в мировой экономике.

В. Путин. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

В глобальной экономике мы по-прежнему занимаем долю, которая не соответствует нашим территориям и природным ресурсам. Это связано с недостаточным развитием технологий, инфраструктурных проектов и отсталостью нашей экономики.

Эти вопросы необходимо решать, чтобы занять достойное место. Я всё же считаю, что Россия в настоящее время не занимает того места, которое ей по праву принадлежит исторически. И в этом направлении мы должны работать. Это сейчас главное, что должно нас беспокоить – занять достойное место.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек