Новый законопроект Министерства здравоохранения вызвал активные обсуждения по поводу моральных обязательств выпускников, обучавшихся на бюджетной основе. Мол, молодые специалисты в белых халатах, клявшиеся Гиппократу, должны помнить, что общество вложило в них много ресурсов — теперь они обязаны вернуть долг! «Платники» — нет, а вы — да. У нас нехватка, и почему же вы не готовы к самопожертвованию?
Особенно рьяно старшее поколение, такое как мои сверстники, позабыв, как сами иногда старались избежать поездки в какой-нибудь отдаленный Мухотараканск, а оставались здесь, будь то через брак, внезапно выявленный диагноз или предоставление кому-то нужного количества финансов в лоне развитой цивилизации. Вот тогда это были они, а сейчас — эти молодые, которые не понимают потребностей Родины и не видят мира!
Студент учится у общества в долг и имеет моральную обязанность вернуть этот „долг“. Компенсировать ресурсы, которые на него были потрачены.
Справедливо, согласен. И проблема безработицы также решается, но… Образование, как и здравоохранение, охрана правопорядка и защита граждан от различных, как говорят болгары, "злополук" (хорошее словцо, мне оно очень нравится, потому что отражает всё многообразие непредвиденных ситуаций — от пожаров до наводнений, и от хлопков до падений всякого вниз)), а также библиотеки, ухоженные парки и скверы — всё это относится к категории «как бы бесплатных» общественных благ. Мы все вместе за них платим, и платим немало — из налогов, которые с нас, как стружку с заготовки, снимают раз за разом.
Все платят — и всем, по идее, эти блага должны предоставляться в виде добровольно-принудительного краудфандинга.
Частная клиника)
Однако, поскольку за молодыми и недоучившимися врачами начали заботиться еще во времена удивительного поветрия, затыкая ими все трещины, образовавшиеся от предыдущих оптимизаций, то молодые, следующие за «попавшими в ощип», уже поняли, как обстоят дела и сделали свои выводы.
Вы будете удивлены, но на «целевое обучение», предполагающее обязательную отработку, теперь не слишком охотно идут, а тем, кто приходит, лучше не попадаться на глаза.
По информации «Известий», региональные медицинские вузы в приемной кампании 2024–2025 годов столкнулись с серьезными трудностями при заполнении целевых квот на обучение. В некоторых случаях недобор целевиков составляет более 20%.
В Пермском медицинском университете для специальности «лечебное дело» по целевому набору достаточно набрать 133 балла. Эта сумма формируется из результатов трех экзаменов ЕГЭ.Абитуриент набрал 42 балла по химии, 45 по биологии и 46 по русскому языку. Это тройки. Стыдные тройки. Это означает, что школьная программа будущий «целевик» изучал «спустя рукава». А лечебное дело — намного сложнее. Так что поступивший либо уйдет из ВУЗа, недоучившись, или… Или ОЙ и мои соболезнования ему, если он всё-таки «отрабатывать» придет.
В Смоленском государственном медицинском университете минимальный проходной балл в конкурентном основном наборе составил 174, а по целевой квоте — 131.
По остальным данным можно ознакомиться по ссылке, но слишком впечатлительным лучше этого не делать.
Не знаю, как вы, но меня эта картина не вдохновляет, как и призывы «А давайте теперь заставим их!». Представьте, что «их» заставили. Да, мне тоже не по себе.
Так вот о чем я. Я всё о том же — о скучном. О престиже профессии, который выражается не в колебании воздухов, а исключительно материально.
О том, что доктор, фельдшер, медсестра, лаборант, который исследует то, что мы нам предоставили и т.п., все эти люди, стоящие на страже здоровья граждан и обеспечивающие его, не должны восприниматься обществом как дешевая и бесправная обслуга, которую можно игнорировать, не платить или даже избивать (что, увы, происходит слишком часто).
Из-за такого отношения медицина становится всё менее доступной. А общество в целом — всё менее здоровым. А нездоровое общество — всё менее продуктивным.
НЕдалёкое уже…
Даже если отбросить немодный ныне гуманизм и относиться к людям предельно цинично, как к деталькам в неком процессе, то сохранить уже подогнанную и работающую деталь гораздо дешевле, чем выбросить поломанную и наладить импортозамещение из Африки. Потому что за морем телушка, конечно, стоит полушку, а как привез — окажется, что не телушка это вовсе, а газЭль породы «ни молока ни мяса».
Базовые блага распространились так широко в мире зарубежного чистогана именно потому, что дальнейшее технологическое развитие требует соответствующих кадров, которые готовятся долго и за дорого: операторов сложных станков, знатоков и организаторов самых мудреных процессов, а не сотен голодных и бесправных «бери больше — кидай дальше». Оно требует социального мира, который обеспечивает доступ к базовым благам, потому что социальные взрывы уже слишком дорого обходятся, отбрасывая страну, в которой они происходят, назад и «навсегда вон» из конкуренции.
Это не пропаганда курения! Не курю и никому не советую!
И лаптями имени известного хранителя заветов от этой реальности уже не отмахнуться, и забором из чертополоха от неё не отгородиться. Если мы, конечно, планируем сохраниться как страна и как часть мировой цивилизации.
Цивилизации, я сказала!