Елизавета Воронцова – «безобразная» фаворитка Петра III

Елизавета Воронцова – личность интересная и неоднозначная. В неё был влюблён Пётр III, что удивляло всех придворных дам. Ведь внешность Воронцовой называли безобразной и отвратительной.

Жизнь Елизаветы Романовны напоминает череду взлётов и падений, потрясений и подарков судьбы. Она молила о пощаде для своего возлюбленного, однако вскоре после его смерти уже дружила с той, кто сверг Петра.

Елизавета Воронцова не отличалась внешней красотой, однако она была одной из немногих дам, не имевших королевского происхождения, но награждённых орденом Святой Екатерины I степени. В чём крылся секрет? Тайны здесь не было никакой, ведь Елизавета Романовна покорила сердце наследника престола, которого история знает как Петра III. Уже взойдя на престол, Пётр не расставался со своей возлюбленной, стараясь проводить всё свободное время с ней.

Придворные не могли ума приложить, что нашёл император в самой некрасивой и робкой из всех фрейлин. Какие повороты судьбы Воронцовой нам открывает история? Что ожидало фаворитку в финале жизни?

Самая некрасивая

Елизавета родилась в 1739 году в семье генерал-аншефа графа Романа Воронцова. Несложно догадаться, что с детства девочка получила превосходное воспитание, усердно занималась с учителями, чтобы в будущем стать достойной представительницей знати Петербурга.

Судьбу девочки родители начали устраивать с юного возраста. Стараниями отца Елизавета попадает в свиту княгини Екатерины Алексеевны (той самой, что в будущем станет Екатериной Великой). На тот момент малышке едва исполнилось 10 лет, однако Екатерина крайне строго оценила её внешность. Княгиня отмечала, что девочка показалась ей нечистоплотной и неприятной, что усугублялось несколько смуглым оттенком кожи. Кроме того, в детстве Елизавете пришлось перенести оспу, из-за чего лицо её было испещрено рубцами.

Помимо переживаний о своей внешности, девочку ожидали и тяжёлые потрясения иного рода. Когда Воронцовой исполнилось 14 лет, умерла её мать, после чего девочка вместе с братом и сестрой переехала в дом дяди, где и воспитывалась. И всё-таки после череды невзгод судьба решила улыбнуться Елизавете.

Избранница Петра III

Я не сомневаюсь, что фрейлина прекрасно понимала: брак Екатерины Алексеевны и Петра III нельзя было назвать счастливым. У них были не только разные интересы, но и разные пути личной жизни.

В своих письмах Пётр III заявлял, что сын, рождённый Екатериной, может быть вовсе не его ребёнком. Царственные супруги не пытались скрывать друг от друга свои романы «на стороне». И если у Екатерины любовники стремительно менялись, то у Петра была лишь одна большая сердечная привязанность – та самая «неопрятная» Елизавета Воронцова.

Наблюдая за романом своего племянника, императрица Елизавета даже придумала прозвище для Воронцовой, назвав ту «госпожой Помпадур». Она проводила параллель между знаменитой фавориткой французского монарха и возлюбленной Петра, однако, по мнению придворных, Елизавета сильно проигрывала знаменитой красотке Помпадур.

Когда Пётр назвал Воронцову своей официальной фавориткой, весть произвела эффект разорвавшейся бомбы. При дворе не переставали обсуждать неприглядную внешность графини, недоумевать, что мог найти в ней престолонаследник. Одно из самых интересных предположений относительно личности Елизаветы Романовны высказывал Жан-Луи Фавье, французский посол. Он отмечал, что внешность женщины можно справедливо назвать безобразной, но у неё живой ум, а потому она может воспользоваться своим положением при возникновении такой необходимости.

Ум важнее красоты

О некрасивой фаворитке Петра упоминает и писатель Андрей Болотов. Он, как и другие современники Воронцовой, говорит, что наследник престола был без ума от любви к ней. После смерти Елизаветы Петровны Пётр III становится императором, но это не меняет его отношения к любимой женщине. Всё свободное время он стремился быть рядом с ней.

На подарки монарх тоже не скупился – он покрыл все долги Воронцовых, а саму Елизавету одаривал драгоценностями и землями, превратив фаворитку в одну из самых влиятельных дам Петербурга. Более того, послы европейских стран, что тщательно следили за ситуацией в России, неоднократно сообщали в своих письмах о том, что Пётр III намерен жениться на Елизавете, а свою супругу Екатерину заточить в монастыре. Так ли это – сказать сложно, но, мне кажется, ему просто не хватило бы духу, чтобы справиться с этой задачей. Впрочем, любовь могла сотворить любые чудеса даже со слабохарактерным и болезненным Петром.

Переворот и жизнь после него

Но, как показывает история, чудес не произошло, а 1762 год стал переломным временем. После произведенного переворота престол заняла Екатерина II. Елизавета Воронцова оказалась под арестом вместе с Петром, однако к ней новая императрица отнеслась более гуманно. Екатерина лишила Воронцову всех привилегий и наград, потребовав от её отца скорейшего замужества экс-фрейлины.

Елизавета Романовна на коленях молила пощадить Петра, но повлиять на его судьбу она уже не могла, а потому пришлось просто покориться чужой воле. Через три года после переворота Воронцова выходит замуж за полковника Полянского, в браке с которым родила двух детей. Как ни странно, но в последние годы жизни отношения Воронцовой с императрицей стали значительно теплее. Екатерина даже выделила немалую сумму по просьбе Елизаветы Романовны. Как и требовала её царственная «подруга», Воронцова провела закат своих дней в тишине и покое, умерла в родном Петербурге в 1792 году.

Такую странную историю открывает нам судьба Елизаветы Воронцовой, которая и сегодня взирает на нас со старинного портрета, одаривая загадочной полуулыбкой. Любил ли её император Пётр III? Без сомнения, да. А она его? Об этом знала наверняка лишь сама фаворитка.

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек