Две причины русской революции. Первая – церковный раскол XVII века

Две причины русской революции. Первая – церковный раскол XVII века0

Тут намедни у меня зашел разговор с одним человеком о причинах русской революции, столетие которой мы отмечали несколько лет назад. Увы, ничего особо объективного к юбилею снято не было. На головы телезрителей вылили лабуду за авторством псевдоисторика Шамбарова и журналиста Чавчавадзе «Революция. Западня для России», выдержанную в рамках недоброй памяти примитивной говорухинской конъюнктуры про Россию, которую потеряли.

Вообще разговор о причинах революции должен быть долгим. Я назову только две из них: одну в этой статье, другую – в следующей. Разумеется, они не носят исчерпывающий характер в деле объяснения причин крушения казавшимся незыблемым самодержавия.

Итак, одна из составляющих, приведших Россию к Февралю 1917-го, – церковный раскол XVII века. Я в данной статье не стану касаться его причин, отмечу только, что из дела государственного строительства было выброшено немало вчерашних подданных царя, которых, следуя терминологии Льва Гумилева, можно было бы назвать пассионариями или людьми «длинной воли». Как думаете, это стало благом для монархии?

Однако в последующие столетия именно старообрядцы сумели занять высокое положение в экономической структуре Российской империи, сосредоточив в своих руках, по самым скромным подсчетам, свыше 50% ее капитала. Они же составили две трети миллионеров. Старообрядцы владели банками, железными дорогами и судоходными компаниями.

Причины их финансового успеха – опять же отдельная и интересная тема. Здесь же отметим: выдержав все, обрушившиеся на них гонения, они не испытывали ни малейших симпатий к самодержавию и спокойно отнеслись к его падению.

Больше того, на деньги одного из представителей известнейших старообрядческих фамилий – Саввы Морозова – издавалась «Искра». Однако было бы неверным обвинять старообрядцев в поддержке радикалов. С их точки зрения, самодержавие тормозило развитие страны и им – во всяком случае, многим из них – представлялось лучшим, если ему на смену придет либеральная власть. Так представлялось многим из них.

В конце концов, первый военный министр Временного правительства Александр Гучков происходил из старинного старообрядческого рода.

Вот только то, что сменившая самодержавие либеральная власть окажется столь недееспособна, старообрядцы и помыслить не могли…

В целом же заинтересовавшимся темой читателям рекомендую книгу недавно почившего Александра Пыжикова «Грани русского раскола». Да, работа вызвала неоднозначную реакцию в том числе и в старообрядческой среде, но, полагаю, прочитать ее стоит.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек