День 7 мая — «Про богатых бедных и бедных богатых»

Еще в детстве заметил такую особенность. Постараюсь описать.

Моё детство пришлось на тяжелые для страны годы — 90-е. Я застал и очереди, и дефицит, и переход на бартер, и дикую инфляцию.

Люди просто выживали.

В моем сельском окружении не было богатых. Все были довольно бедные. Кто-то не очень бедный, кто-то совсем бедный.

Моя семья по достатку была самой обычной — также задерживали зарплату, также выживали с помощью домашнего хозяйства.

А были совсем бедные семьи. В то время государство еще не платило столько денег, сколько сегодня, чтобы на каждого ребенка выходил прожиточный минимум.

Так вот, я тогда обратил внимание, что дети из бедных семей могли позволить себе жвачки, а я нет.

Жвачка — это то, что заставляло радоваться любого ребенка. Такие времена были.

Помню, привезли к нам деревню в магазин жвачки под названием "Тip-tip" с вкладышами, где был изображен какой-то носатый персонаж. Стоила она 3 рубля за штуку (скорее всего, это был 1992 год).

Раз в месяц мне могли купить такую жвачку. И я был счастлив.

Однажды наблюдаю картину в школе. Один мальчик из довольно бедной семьи сбегал на перемене в магазин и купил себе 5 жвачек. Потом показывает нам:

— Приду домой и все сразу зажую.

— Вкладыши потом покажи, — говорим мы ему.

А мне так немного завидно (я был активным коллекционером вкладышей).

Потом стал регулярно наблюдать. Ребенок в штанах "с заплатами" запросто мог сбегать на перемене в магазин, чтобы купить какой-нибудь шоколадный батончик из рекламы, который мы могли себе позволить купить один на всю семью, чтобы ровно разделить.

Постепенно, все эти жвачки, шоколадки и газировки стали обыденностью. Но появились новые "хотелки", которые быстрее всех могли воплотить те, кто как бы относился к "малообеспеченным".

Прошло много лет.

Когда я работал в школе, то тоже наблюдал это явление.

Типичная ситуация:

— Ты почему без тетради?

— Нет тетрадей, кончились.

— Легко можно купить.

— Денег пока нет.

Как ни странно, но деньги всегда есть на дорогие телефоны. У нас сегодня некоторая часть общества возводит в культ определенные предметы — телефоны, автомобили, какую-то одежду.

Причем в буквальном смысле в культ.

К примеру, зачем ребенку телефон за 20-30 тысяч, если семья не может себе его позволить без кредита?

Во взрослой жизни также.

Например, зачем покупать моднючую "иномарку" лохматых годов, если нет денег на ее ремонт и на бензин?

— А ты слышал, Юзернейм купил себе БМВ?

— Да ну? Откуда у него деньги? Он еще за телефон кредит не выплатил.

— Так ведь он зарплату получает. Он чипсы себе каждый день берет в магазине.

Или вот, например, есть некая одежда, выпущенная "дорогими брендами". Я еще понимаю, когда люди зарабатывают столько, что денег не считают. Но, к примеру, покупать какие-то кроссовки, отдавая за нее всю зарплату — это для меня как-то странно. Сейчас ведь не то время, когда тайно продавали "венгерские сапоги" под предлогом "на день рождения две пары подарили, а потому одну продаю всего за 80 рублей".

И если в детстве мне было завидно, так как я не мог стать обладателем нескольких жвачек одновременно, то сегодня на это смотришь другими глазами. Уже прекрасно знаешь про такие "весы", когда с одной стороны находится "предмет вожделения", а с другой — всё другое. И тут уже делаешь важный выбор, основываясь как на личных предпочтениях, так и на стереотипах общества.

Но всё равно иной раз приходится удивляться, как ловко люди умеют пускать пыль в глаза своим достатком, которого, по факту, и нет. Что характерно, к этому уже относишься нормально.

— Ну, и пусть у него пять жвачек. Кому какое что?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек