Трудно представить, но это подлинная история Олимпийского марафона 1904 года, проведенного в Сент-Луисе, который вошел в анналы как «наихудший забег всех времен».
Начнем с того, что Олимпийские игры 1904 года проходили под эгидой Всемирной выставки в Сент-Луисе. Все внимание было сосредоточено на грандиозной ярмарке, а Олимпийские игры выглядели как незначительное дополнение.
К тому же, город был выбран не самым удобным для доступа. Путешествие туда было затруднительным, что отпугнуло множество спортсменов. Многие атлеты из Европы, узнав о хаосе, решили не приезжать. В итоге, это оказалась не Олимпиада, а нечто вроде внутреннего соревнования. Тем не менее, в этом внутреннем соревновании решили провести марафон.
На старт этого «замечательного» марафона вышли 32 участника. И знаете, кто они были? В основном, это были любители без какого-либо профессионального опыта.
Бегуны перед началом марафона
Среди участников оказался кубинец Андарин Карвахаль, который добрался автостопом, потеряв все свои деньги в азартных играх в Новом Орлеане. Прибыв в Сент-Луис, он явился на старт в обычной уличной обуви, с брюками, быстро обрезанными под шорты, в рубашке с длинными рукавами и берете.
Андарин Карвахаль перед стартом
Также были два африканца из племени тсвана, Лен Тауняне и Ян Машиани. Они прибыли в Сент-Луис как часть южноафриканской выставки на той же Всемирной ярмарке. По некоторым данным, их заставили бегать босиком, хотя на некоторых фотографиях видно, что один из них все же был в обуви.
Африканские марафонцы Лен Тауняне и Ян Машиани перед забегом
Эти участники стали первыми чернокожими африканцами, принявшими участие в современных Олимпийских играх. Правда, вряд ли они тогда об этом задумывались. Им было важно добраться до финиша… Конечно, среди участников были и несколько опытных марафонцев, но и они, поверьте, не были готовы к тому, что им предстояло.
А им предстояло настоящее испытание на выживание. Температура достигала 35 градусов, пыльные грунтовые дороги, по которым постоянно проезжали автомобили, холмы высотой до 100 метров. И это еще не все.
Организаторы, похоже, решили, что марафон – это не соревнование на скорость и выносливость, а испытание на живучесть. Они оборудовали только две точки с водой на всей дистанции. Водонапорная башня находилась на 10-м километре, а колодец – на 20-м. А знаете, почему так сделали? Один из организаторов, некий Джеймс Салливан, считал, что ограничение воды поможет «проверить пределы выносливости» спортсменов. Ну, проверил… Только вот спортсмены чуть не погибли от обезвоживания. До финиша добрались лишь 14 из 32 участников.
Бегуны задыхались от пыли, теряли сознание и падали от теплового удара. Один из участников, Уильям Гарсия из Калифорнии, чуть не погиб от того, что надышался пылью и у него открылось внутреннее кровотечение.
Крысиный яд и бренди для бодрости
И вот, в этих невыносимых условиях, победу одержал некий Томас Хикс, американский бегун. Однако эта победа была весьма сомнительной. Когда он полностью выдохся, тренеры решили его «взбодрить». И знаете, чем? Яичными белками со стрихнином, который используется как крысиный яд. Чтобы запить стрихнин, ему дали бренди.
Конечно, в малых дозах стрихнин действует как стимулятор, но даже это было перебором. Хикс фактически стал первым спортсменом, использовавшим допинг на Олимпийских играх. И это тоже, знаете ли, «достижение» этого марафона.
Один из официальных лиц марафона, Чарльз Лукас, позже вспоминал: «На последних двух милях Хикс бежал на автомате. Глаза его были тусклыми, безжизненными, лицо стало пепельного цвета, руки болтались. Он едва волочил ноги, а колени почти не сгибались».
Томасу Хиксу помогают добраться до финиша
И вот в таком состоянии Хикс добрался до стадиона. Там его буквально под руки довели до финишной черты, и он, с трудом передвигая ноги, пересек ее. Однако радости от победы было немного. После того, как он пересек финишную черту, Хикс потерял сознание.
Хикс потом признался: «Никогда в жизни я не бегал по такой тяжелой трассе. Эти ужасные холмы просто разрывают человека на части».
Другие персонажи и участники марафона
Теперь вернемся к другим участникам марафона. Там тоже были интересные личности. Например, Фред Лорц, который чуть не завоевал золотую медаль обманом. Как выяснилось, он сначала пробежал 14 километров, затем 17 километров проехал на автомобиле, после чего вновь спешился и пробежал оставшуюся дистанцию.
Фред Лорц
Когда Лорц первым пересек финиш, и его собирались признать победителем, кто-то вдруг заметил уловку. Лорц, конечно, начал оправдываться, утверждая, что кто-то шутит. Чиновники Американского спортивного союза дисквалифицировали его и наложили на него пожизненный запрет на участие в соревнованиях.
Еще один колоритный персонаж – Андарин Карвахаль, тот самый кубинец, который приехал автостопом. Он бежал в неподходящей обуви и был очень голоден. Говорят, что он не ел 40 часов перед марафоном.
Андарин Карвахаль
Пробегая мимо зрителей, он заметил, что один из них ест персики. Карвахаль не растерялся. Он выхватил пару персиков и продолжил бег, съев их на ходу. Затем, проходя мимо сада, Карвахаль остановился и «прихватизировал» яблоки. Яблоки оказались гнилыми, и после этого у бегуна начались проблемы с животом, ему пришлось лечь на обочине и немного вздремнуть. Однако, стоит отметить, что он все равно пришел к финишу четвертым.
Лен Тауняне — африканец, который бежал босиком. Он бежал довольно уверенно, пока на него не напала стая диких собак. Спасаясь от них, он сбежал с трассы на целую милю и в результате пришел к финишу только девятым. В общем, каждый выживал, как мог.
Что было после завершения гонки
А затем разразился скандал. Газеты назвали марафон «убийственным событием» и потребовали исключить его из программы Олимпийских игр. Даже тот самый Джеймс Салливан, который ограничил воду для бегунов, публично признал свою ошибку.
Победитель марафона Томас Хикс еще несколько лет продолжал участвовать в марафонах, а затем переехал в Канаду.
Андарин Карвахаль через год вернулся в Сент-Луис, чтобы участвовать в другом марафоне, и даже получил спонсорство от греческого правительства для поездки на Олимпиаду в Афины в 1906 году. Правда, по пути он куда-то пропал и в Афинах так и не появился. Его даже объявили умершим на родине, но, к всеобщему удивлению, через год он объявился живым и здоровым. Где его носило — история умалчивает.
Фред Лорц, тот самый обманщик: через год его запрет на участие в соревнованиях был снят, и он честно выиграл Бостонский марафон в 1905 году.