Больницы будут прореживать и укрупнять — как это отразится на населении.

И пока генерал-депутат Гурулев искренне (надеюсь) возмущался тем, что "Роженицам приходится ехать в Читу, а это 550 километров тряски по не самой лучшей дороге", ему, как оказывается, ответил заместитель председателя комитета нижней палаты парламента по охране здоровья Алексей Куринный, сославшись на мировой опыт:

"Если речь идёт о закрытии маломощных лечебных учреждений, которые оказывали помощь и услуги по родовспоможению, то это процесс неизбежный. Централизация происходит по всему миру. Благодаря этой централизации, благодаря повышению качества медицинской помощи мы сегодня имеем рекордно низкие для России цифры младенческой смертности. Если бы не было перинатальных центров, если бы не было этой централизации, мы бы никогда не достигли этого. Другое дело, что в погоне за укрупнением не надо забывать о доступности. И в тех местах, которые действительно отдалены, откуда добраться до централизованного крупного учреждения невозможно, там должны оставаться свои центры".

Только вот про доступность уже забыли — с 2019 года по середину 2024 года более 150 государственных клиник лишились лицензии на родовспоможение. Кроме того, существует значительный кадровый дефицит акушеров-гинекологов и неонатологов — и это тоже не внушает оптимизма.

А где многодетные семьи обитают чаще всего? В глубинке. В небольших населенных пунктах, в селах. Но с продолжающимися укрупнениями и оптимизациями путь до медицинских учреждений для жителей этой самой глубинки становится всё длиннее и всё дороже.

Если здравоохранение удаляется от населения, то что делает население, желающее жить, а не играть в "Последнего героя"? Правильно, население движется вслед за убывающими признаками цивилизации.

2021 год, Архангельская область, пациента с инсультом везут на санках

Таким образом, группа исследователей из ВШЭ провела обширный опрос жителей малых и средних городов (85% респондентов жили в городах до 100 тыс. человек) о их миграционных намерениях (опубликовано в «Демографическое обозрение», №4, 2024).

Каков результат их исследования? Около половины жителей этих городов мечтают покинуть их.
Основные выводы представлены в таблице.

Явный вывод исследователей: "проживание в городах с населением от 50 до 100 тыс. человек повышает шансы иметь миграционные намерения в 1,32 раза по сравнению с проживанием в городах с населением более 100 тыс."

Что мы получим в итоге? Мы получим то, о чем давно говорят сторонники "вахтовой экономики" — несколько агломераций, загрязненных, с дорогим жильем и перенаселением вокруг них, поскольку только в этих агломерациях имеется хоть какой-то доступ к медицине и образованию для детей, а вокруг — огромная пустая страна.

Россия, напомню, самая большая по площади страна в мире. Больше нас нет. Из-за скученности "налипающего" на инфраструктуру агломераций населения рождаемость так и будет оставаться на печальном уровне — потому что дети в таких агломерациях — это дорого, хлопотно, некуда, а бежать в условные "пампасы" — странно и страшно, ведь вслед за убывающим населением "уйдут" в прошлое проложенные там когда-то предыдущей цивилизацией дороги и коммунальные сети.

То, что развивалось и восстанавливалось годами, покрывается бурьяном, с редкими вкраплениями поселков вахтовиков, занимающихся разработкой чего-то ценного наездами посменно. Но это в Сибири, где это что-то ценное всё-таки присутствует. Но аналогичные процессы происходят и в центральной России.

И эти процессы, кстати, поддерживаются на самом высоком уровне: глава правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении новой Стратегии пространственного развития до 2030 года на основе единого перечня опорных населенных пунктов. В него вошли городские агломерации, административные центры, города, где реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику.

Помимо этого, в перечне будут города, жители которых заняты в обеспечении национальной безопасности и обслуживании критически важной инфраструктуры.

Вот там будут как-то поддерживаться и медицина, и транспорт, и образование.

Что будет с теми, кто в этот заветный перечень не попадёт — тоже, полагаю, читателю понятно. А жители… а жители уж как-нибудь сами, своими силами и, конечно же, за свой счет.

Как эта буренка, помните?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек