Бастарды императора: что известно о незаконнорожденных детях Павла I?

Слабости — явные или скрытые, простительные или пагубные — могут быть у каждого человека. При том известные правители вовсе не являются исключением. Напротив, к проявлениям “слабостей” монархов всегда проявляют жадное внимание. Император Павел I, ещё в бытность наследником престола, позволил себе отдаваться воле чувств, что порой приводило к вполне ожидаемым последствиям — рождению внебрачных детей. В случае с российским самодержцем признанных бастардов было двое — Семён Великий и Марфа Мусина-Юрьева. Но, как поговаривали, отпрысками царя могли быть и ещё два небезызвестных человека. А как же складывалась судьба незаконнорожденных детей императора?

Сын с фамилией Великий

Старшим из признанных внебрачных детей Павла Первого был Семён Афанасьевич Великий (отчество мальчик получил от имени крёстного отца). Он появился на свет в 1772 году, причём матерью сына императора была “весёлая вдова”, появившаяся не так давно при дворе — Софья Черторыжская (в девичестве Ушакова).

Как поговаривали современники, молодая и привлекательная женщина была выбрана самой императрицей Екатериной Второй, матерью наследника престола. Государыня желала убедиться, что Павел способен произвести на свет потомство, что, разумеется, было очень важно в вопросе продолжения династии. В своей книге “Россия в эпоху Екатерины Великой” Исабель де Мадариага пишет:

“…чтобы убедиться, что он способен произвести наследника, Павла поощрили к связи с некой покладистой вдовой, от которой в 1772 г. у него родился сын, известный как Симеон Великий”.

Екатерина с особым трепетом относилась к своему первому внуку, причём изначально не хотела отдавать его на воспитание матери. Несколько лет мальчик жил в покоях императрицы, однако по ходатайству Шувалова был возвращён Софье Степановне. Тем не менее Екатерина не спускала пристального взора с сына будущего российского императора. По настоянию правительницы мальчик получил образование в закрытой Петропавловской школе, после чего поступил на службу в Измайловский полк, а через время перевёлся в Морской кадетский корпус.

В пору, когда Семён Афанасьевич был юношей, царственная бабушка уже мало интересовалась его судьбой. У неё появились законные внуки, которым требовалось немало внимания. В 1790 году Великий, прибывший в Петербург с донесением из войск, предстал перед императрицей. К тому времени Екатерина не видела внука целых десять лет.

Как я полагаю, статный юноша понравился государыне, которая решила тут же поощрить родственника — пожаловала ему чин капитан-лейтенанта флота. Своей жизни внук императрицы не представлял без моря. К сожалению, именно оно оказалось губительной стихией для Семёна Афанасьевича: он погиб во время крушения корабля “Вангард”. Поскольку тело Великого так и не было найдено, об отпрыске императора Павла рассказывали самые невероятные истории. К примеру, долгое время ходили слухи, что проживающий в Сибири старец Фёдор Кузьмич и есть выживший Семён.

Печальная история дочери Павла I

Вторым бастардом и последней из детей Павла Первого стала Марфа Мусина-Юрьева. Что интересно, до сих пор историки ведут споры по поводу личности её матери. Наиболее распространённая версия указывает, что ею могла быть камер-фрау Мавра Юрьева. В числе претенденток на роль матери девочки называли и смолянку Наталью Борщову, и французскую певицу мадам Шевалье, однако эти версии не выдерживают сопоставления фактов из жизни императора и его возлюбленных.

Марфа появилась на свет в 1801 году, и на протяжении всей своей недолгой жизни находилась в Павловске. Поскольку малышка родилась уже после убийства государя, её воспитанием занималась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Взойдя на престол, Александр Первый не стал обделять свою единокровную сестру и пожаловал ей дворянский титул, что намеревался сделать при жизни отец.

Маленькая Марфа умерла на третьем году жизни. Что стало причиной смерти, неизвестно — в ту пору дети часто умирали от различных недугов. Тем не менее и с именем Марфы были связаны петербургские предания. Горожане поговаривали, будто родилась не одна девочка, а близнецы, причём сестра Мусиной-Юрьевой была жива. Но, разумеется, всё это принадлежало к разряду вымыслов.

Кроме внебрачных детей, о которых я уже рассказала, Павлу Первому приписывали отцовство и в отношении генерала Ивана Инзова, а также горнозаводчика Павла Соломирского. В каждом из случаев было сомнительно, что эти люди являются детьми императора, хотя Соломенский внешне очень походил на Павла Петровича. Казалось бы, даже бастарды правителя должны были обрести счастье, однако этого не случилось. Высокое происхождение не спасло Семёна Великого от гибели во время кораблекрушения и юную Марфу от смерти в столь раннем возрасте. Однако их истории показывают, что даже внебрачные отпрыски императора не были забыты.

Все статьи по теме: #мир истории_романовы

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек