Приставы научились охотиться за серыми доходами граждан, выявлять неофициальные места работы и наказывать как должников, так и работодателей, которые трудоустраивают граждан неофициально. Такие новости поведал директор Федеральной службы судебных приставов России (ФССП) Дмитрий Аристов.
Как рассказал на встрече с журналистами руководитель ФССП Дмитрий Аристов — приставы начали вычислять неофициальные доходы гражданина через траты должника и главное — его родственников, после чего задавать вопросы любым юрлицам, которые принимали оплату, и получать от них платёжные документы, чеки и т. д., оформленные при расчётах наличными. Таким способом удаётся установить, что у гражданина-должника есть деньги от неофициальной работы или предпринимательской деятельности.
По мнению директора ФССП, эти данные являются достаточным основанием, чтобы пристав ужесточил ограничения при принудительном взыскании долга (установил запрет на выезд из страны, наложил арест на имущество и запрет на сделки с недвижимостью). То есть раз кто-то в семье должника тратит деньги, значит сам должник не бедствует и где-то подрабатывает. Нужно заниматься выявлением источника его дохода и искать где такой человек хранит деньги.
Пока в «прицел» взыскателей попали только крупные долги и должники с суммой долга от миллиона рублей, но систему обещают постепенно распространить на всех должников.
По словам Дмитрия Аристова, должники, скрывающие свои доходы, как правило, используют одну из двух схем:
"Либо каким-то образом договариваются со своим работодателем или заказчиком о выплате вознаграждения наличными, либо получают оплату за труд на карту знакомого или родственника. Обе эти схемы, конечно, незаконны, но они существуют, так как должник хочет сохранить большую часть своего дохода, а работодатель (либо заказчик по гражданско-правовому договору) — получить работника с меньшей оплатой труда и меньшими обязательными отчислениями. Всё это прекрасно понимают и в Федеральной службе судебных приставов и приставы уже действуют в борьбе с такими явлениями укрывательства доходов".
Из сказанного директором ФССП можно сделать вывод, что приставы стали анализировать траты должников, родственников должников и даже пытаться выявлять гипотетических неофициальных работодателей. То есть формально применяется не прямое взыскание «серых» доходов в счёт погашения долга, а создание проблем самому должнику, его родственникам и фактическому работодателю.
В целом всё это какая-то путаница и несбыточные хотелки и мечты приставов. Ну как пристав сможет установить, что если в этом месяце с карты матери должника было оплачено покупок на 50 тысяч рублей — сам должник что-то где-то зарабатывает неофициально? Ну мама у него состоятельная, а он беден. Не допрашивать же теперь родственников должников — откуда они берут деньги на покупки?