Анна Нарышкина — советчица в любовных делах Екатерины II

Жизнь Анны Нарышкиной во многом была схожа с судьбой её подруги. Как и Екатерина II, она не нашла счастья в браке, однако своим утешением сделала служение императрице, которую поддерживала во всём — особенно в любви.

Екатерина II была одной из самых ярких женщин в истории мира и, конечно, России. Интерес к её личности сегодня возрастает, однако не все знают, что императрица выделяла и своих фавориток. И если с приближёнными мужчинами её нередко связывали любовные отношения, то женщины были верными подругами и наперсницами, одной из которых стала Анна Нарышкина. В чём фаворитка была незаменимой советчицей для Екатерины II? Как сложилась судьба этой знаменитой женщины?

Памятный день свадьбы

Анна Румянцева родилась в феврале 1730 года, в семье генерал-майора Никиты Румянцева. Родители постарались дать дочери наилучшее образование и воспитание, а потому девочка уже в детстве была приглашена ко двору.

О ранних годах Анны известно совсем немного, однако история её жизни ярко открывается с 1949 года. Тогда девушке исполнилось девятнадцать лет, она вышла замуж за Александра Нарышкина, который приходился дальним родственником императрице Елизавете Петровне, что на тот момент правила Россией.

В своих дневниках Екатерина II с теплом вспоминала день встречи с Анной — это событие как раз пришлось на церемонию бракосочетания. Императрица назначила Екатерину сопровождающей, она должна была помочь Анне Никитичне с приготовлениями и проводить молодых супругов в их дом. Именно тогда две женщины и нашли взаимопонимание, которое позднее переросло в настоящую дружбу. Мне кажется, их судьбы в некотором роде были схожи, и это, несомненно, стало первым шагом к сближению.

Екатерина II и Нарышкины

Когда Александра Нарышкина назначают гофмейстером, Анна ещё более тесно общается с будущей императрицей. Часто находясь при дворе, она превосходно осведомлена обо всех интригах и замыслах, чем и делится с подругой. Хочу заметить, что не только Анна, но и Лев Нарышкин, её деверь, был преданным помощником Екатерины. Нередко он становился посредником в её общении с Понятовским, способствовал их тайным встречам.

В целом, семью Нарышкиных я бы назвала поверенными Екатерины в сердечных делах. И Анна, и Лев, узнав о том, что ребёнок Екатерины может быть не признан его отцом, отправились к царевичу, который вынужден был умерить свой пыл и негодование из-за романов супруги.

Интересно, что на момент утверждения Анны Нарышкиной в статусе фаворитки у Екатерины уже была верная подруга — Екатерина Дашкова. Правда, будущую правительницу она нередко раздражала своими нравоучениями, в то время, как Анна никогда не обижалась на Екатерину, не читала мораль, а также помогала во всем амурных делах.

Неудивительно, что при таком раскладе положение Дашковой заметно пошатнулось. В мае 1788 года Екатерина делает окончательный выбор в отношении своих подруг. Она приказывает выделить комнаты во дворце для Нарышкиной, при этом рассчитав всё таким образом, что Дашковой места попросту не остаётся.

Как я уже сказала, Екатерина во многом видела сходство судеб, собственной семейной жизни и печалей её подруги. В “Записках” императрица говорит, что Анна также была несчастлива в браке, не имела детей и завуалированно указывает, что супруг Нарышкиной вовсе не интересовался женой. Такое положение вещей во многом было близко и Екатерине, что долгие годы после замужества оставалась в “девстве”.

Союз императрицы и фаворитки

Конечно, статус подруги и фаворитки приносил свои плоды. Когда Екатерина всходит на престол, Анна была награждена орденом Святой Екатерины, а также пожалована в статс-дамы. Однако её поддержка сполна возвращалась не менее ценным даром. Екатерина II нередко находила утешение именно у Нарышкиной, которая знала о сердечных тревогах подруги, умела успокоить и найти нужные слова.

Особенно сильным ударом для императрицы стало предательство Дмитриева-Мамонова, её молодого фаворита, что насмехался над своей покровительницей, за глаза не стеснялся оскорблений, а сердцем был привязан вовсе не к Екатерине, а к фрейлине Дарье Щербатовой. Поразительно, но, узнав об измене, императрица пожелала, чтобы в момент объяснений присутствовала и её фаворитка.

В своих “Записках” позже Екатерина II с потрясением и даже некоторым восхищением писала, что Нарышкина, не выдержав, отчитала Дмитриева-Мамонова, совершенно не стесняясь в выражениях. На мой взгляд, подруга принимала обиды, причинённые императрице, как собственные, а потому глубоко переживала всё, что чувствовала и Екатерина.

Впрочем, одними словами помощь Анны не ограничивалась. Через несколько дней после ссоры с Мамоновым, она представляет императрице Платона Зубова, красивого и угодливого молодого человека, который (Нарышкина не сомневалась в этом) придётся по сердцу подруге. Так и случилось, а вскоре влюблённая Екатерина Алексеевна уже и не вспоминала изменника.

После смерти императрицы положение Нарышкиной при дворе оставалось крепким. Павел Петрович, ставший новым правителем, назначил подругу своей матери гофмейстериной Высочайшего двора. Эта выдающаяся женщина, что была лучшей подругой Екатерины Великой, прожила долгую жизнь, покинув мир в 1820 году, когда ей практически исполнилось 90 лет.

Конечно, у Екатерины II были и другие подруги-фаворитки. Некоторые из них играли важную роль в принятии решений, касающихся государственных дел. Но никого, кроме одного человека, Екатерина не подпускала к своему сердцу, не открывала тайны чувств. Подобные секреты могла знать лишь она сама и, несомненно, её верная советчица в любовных делах — Анна Нарышкина.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек