В настоящее время литература в контексте государственного управления находится под контролем Минцифры (Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций). У литераторов, писателей и поэтов, а также у книгоиздателей такое административное решение, понятно, не вызывает восторга.
Фото: TASS/ dpa/picture-alliance
Дело в том, что область литературы затрагивается еще рядом министерств – Министерством культуры, Министерством просвещения и даже Министерством науки и высшего образования. Сколько же министерств вовлечено!
Накануне в Госдуме состоялась дискуссия о проблемах литературы и книгоиздания (это далеко не первая и, конечно, не последняя) и было множество публикаций в СМИ. Я тоже решил не оставаться в стороне от общественного мнения – как человек, имеющий несколько изданных книг, подумал, как же нам обустроить Россию… пардон, русскую литературу.
Как юрист по первому образованию и опыту работы, я решил подойти к сложному литературному вопросу не сверху – с позиции управляющих министерств, которые издают издателей и пишут писателей – а снизу… С точки зрения читающих читателей.
Причем не просто от читателей. А от читателей, согласно закону! От тех, кто не имеет права, а обязан читать книги, читать прозу и поэзию по требованию законодательства.
В принципе, любой гражданин РФ может не читать ничего. Полная свобода – хоть ни одной книги, ни одного стихотворения не прочитать за всю жизнь… Но есть одно небольшое, но крайне важное исключение – общее среднее образование у нас обязательно по закону (см. ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пр.)
Фото: Павел Колядин/ТАСС
На самом деле только школьники по закону обязаны читать прозу и поэзию. Обязаны. Остальные граждане совершенно не обязаны.
Вот именно от «читателя в законе» и следует рассмотреть, кто должен администрировать литературу от имени государства.
Вот, возможно, скажет какой-то поспешный читатель вне закона: раз школьники – это «читатели в законе», то очевидно, что литература относится к сфере Минпросвещения!
Но не спешите…
Ведь литература, даже в школе – это не только вопрос образования, но и вопрос воспитания. Воспитания в самом широком смысле – от формирования вкуса до воспитания патриотизма. Литература, конечно, не может быть ограничена лишь узкой сферой школьного образования.
Лев Николаевич Толстой в Википедии
С очевидностью, Минпросвещения не может действовать, не затрагивая вопросы литературы. Так же и Министерство культуры не может выполнять свои функции, не касаясь жизни литературы. Министерство науки и высшего образования, а также Минцифры – все они, в той или иной степени, обязаны и вынуждены затрагивать (и затрагивают!) сферу литературы.
Таким образом, как предмет регулирования литература объективно размыта между несколькими министерствами. И фактически невозможно отделить литературу между Минпросвещения и Минкультом.
А что это значит? Это означает, что нужен некий внеминистерский правительственный орган, который будет заниматься сферой литературы и координировать деятельность всех министерств, от Минпроса до Минцифры.
Снова поспешный читатель вне закона может сказать: «Значит, нужно создать такой правительственный орган!» Но нет. Не будем спешить и множить сущности.
Ведь кто такие школьники, те самые «читатели в законе», обязанные по закону читать поэзию и прозу? Это дети и молодежь. И вот тут – бинго! У нас в структуре Правительства РФ уже давно существует Федеральное агентство по делам молодежи! То самое известное Росмолодежь.
Фото Донат Сорокин/ТАСС
С точки зрения законодательства РФ и всей существующей структуры федеральной власти, Росмолодежь – это наиболее подходящий орган для государственного управления в области литературы. Именно федеральные агентства у нас координируют и централизуют государственное управление в специфических направлениях, которые охватывают несколько министерств.
Кроме того, с точки зрения общественной морали литература – это прежде всего не для развлечения, а для воспитания. А молодежь и воспитание – это два неразрывно связанных понятия. Росмолодежи будет чем заняться.
Сегодня совершенно неясно, чем она занимается. При щирых братьях Якеменко было совершенно понятно, что Росмолодежь занимается имитацией провластного молодежного движения и попилами-попилами-попилами… А сейчас это неясно. Росмолодежь даже не занимается изображением массовой молодежной любви к власти. Сегодня она занята неким «развитием молодежного предпринимательства», разнообразными «волонтерами» и прочими мелкими делами.
Василий Якеменко / Википедия
Таким образом, настало время поставить перед Росмолодежью серьезную и глобальную задачу – управление государственными вопросами литературы, координация деятельности всех министерств, связанных с вопросами литературы.
И если вы, мои дорогие читатели вне закона, полагаете, что я сейчас шучу, вспомните древнюю пословицу о том, что в каждой шутке есть доля правды… В конце концов, есть доля здорового цинизма и практицизма в том, чтобы судьбой престарелых прозаиков и поэтов занялся наконец госорган с термином «молодежь» хотя бы в названии.
А там, глядишь, с Божьей помощью и до хунвейбинов с культурной революцией неспешно дойдем. Давно пора!