Вы также заметили эти постоянные нарекания на то, что молодое поколение в основном не стремится ни копить, ни накапливать, ни преумножать?
Я время от времени читаю блог Толкователя, слушаю демографа Ракшу, читаю различных экспертов, как наших, так и зарубежных, и просто присматриваюсь к происходящему, делая выводы.
Как было сказано во Властелине Колец — мир изменился.
Нет, он не изменился сам по себе, его меняли люди, и именно те самые люди, которые сегодня тревожатся о его изменениях и призывают друг друга что-то с этим предпринять.
Помните, как рухнула мировая экономика во время пандемии? А почему это произошло? Потому что резко обрушилась индустрия впечатлений — путешествия, фестивали, концерты, рестораны — всё оказалось под запретом, и миллионы людей, занятых в этих сферах, остались без работы. Миллионы людей фиксировали потери — именно на этих миллионах давно демонстрировала рост экономика развитых стран. Сейчас всё постепенно восстанавливается, но вопросы остались, и самый главный из них — что будет дальше? Что нас ждёт потом?
Ранее человек, получив определённую профессию, встраивался в цепочку непрерывного производства новых материальных благ — один точит детали, другой собирает из них «Форды», третий всё это подсчитывает, четвёртый продаёт в автосалоне, пятый ремонтирует сломанные и так далее. Дома их ждут жены, которые заботятся о многочисленных детях, и зарплаты отца хватает как на жену, так и на детей, и для погашения кредита за домик, и, если всё сложится удачно, то самый способный из детей поступит в колледж или университет, и тогда…
Короче говоря, была почти идиллия, всё было просто и понятно.
Но жизнь становилась всё дороже, товары, чтобы их чаще покупали, становились всё менее надёжными, и вот уже, чтобы прокормить хотя бы двоих детей, должна работать и жена, а затем случился очередной экономический скачок, и экономика ушла в интернет, в виртуальную плоскость, и даже деньги стали эфемерными, где-то, непонятно где, записанными в виде единиц и нулей. Денег стало больше, но для того, чтобы удержаться на уровне, на котором держались родители поколения «бумеров», нужно было, как в сказке «.. очень быстро бежать, чтобы только оставаться на месте. А чтобы попасть в другую точку, надо бежать ещё быстрей».
А бежать с целым выводком детей за спиной или даже просто вдвоём, взявшись за руки, не слишком удобно. Это как идти в связке через горные перевалы — это хорошо, а вот бежать — нет. Отстаёшь. Быть аутсайдером не хочется.
Одному же многого не нужно, и главное — нет необходимости в постоянном и уютном гнездышке, где непременно появляются птенцы. Ему и без детей хорошо, тем более, что огромный пласт мировой экономики работает над тем, чтобы развлечь и отвлечь этого заслуженного бегуна. Предоставить все удобства и даже больше. Зачем разговаривать с мужем/женой, если есть понимающий психолог? Зачем сохранять верность в отношениях, когда существуют Тиндер и другие подобные приложения «для одноразового знакомства»?
В таком случае — зачем нужна семья, если комфорт, в том числе и душевный, вполне достижим «в одиночку»? Причём с минимальными усилиями — поэтому теряется смысл в совершенствовании какого-то одного навыка, и начинается вечный поиск себя. Это затянувшаяся подростковость, как это принято называть. Если на моих ровесников, застрявших в таких поисках, ещё смотрели с недоумением, то теперь это считается нормальным. Более того — ненормально, если ты как следует не поищешь себя.
Я не знаю, как «там», но многое повидала в Москве — знаете, что первым выбрасывают на мусорку, когда старая квартира переходит к новым владельцам? Семейные архивы и фотографии. При переездах и реновациях — тоже. Прошлое не нужно, его обнуляют, а будущее настолько туманно, что о нём предпочитают не думать. А если о будущем даже не хочется размышлять, то о каких потомках может идти речь?
А значит, что происходит в тех странах, где экономика становится всё более виртуальной? Верно — человеческие отношения и связи тоже становятся виртуальными. Дружба превращается в обмен лайками и смайликами, любовь происходит в социальных сетях, а совместная жизнь и прочие обременительные условности предков — да кому это нужно, когда все только и делают, что работают под руководством коучей и разнообразных психологов над установлением и удержанием границ уникального собственного Я, когда все до седых … людей в поисках себя? Вы вообще о чем?
И пока только высший класс, настоящие владельцы заводов, газет, пароходов, акров и плантаций, замков и виноградников всё ещё с трогательной постоянностью демонстрируют нам «устаревшую мораль» и семейную связанность поколений — у них есть, что наследовать и делить, а вот современному цифровому пролетариату, у которого даже цепи состоят из гигабайтов, нечего передать в наследство — квартира съемная, а ноутбук за два года устаревает…
Ну и разнообразные беженцы из менее развитых стран, потому что образование не позволяет им встроиться в систему вечного бега, а щедрость принимающих сторон позволяет «жить по заветам», не особо голодая.
Полагаю, мои читатели понимают, что получившаяся система довольно далека от равновесия, и она уже начинает крениться и искриться, и насколько ещё её хватит — даже не возьмусь предсказывать, я не Ванга. Государственные мужи это тоже осознают и оттого нервничают, но что-то менять — значит отказаться от всё больших приобретений, а на это они тоже не могут пойти. Поэтому звучат громкие речи, колеблется воздух от заявлений, а в воздухе потихоньку накапливается электричество…