Теперь, после статей Омар II – могущественный, но миролюбивый халиф, противник джихада и покровитель христиан, в монастыр… и Османы и христиане: был ли фанатизм первым повсеместным?/ Разрушая стереотипы настало время поговорить о тех, кто оказал, в мировоззренческом плане, наибольшее влияние на янычар. Возникновение этой элитной пехоты нужно связать с дервишским орденом ахи. Ударение нужно ставить на вторую гласную. С арабского данное слово переводится как «брат». Братья ордена считали своим покровителем одного из почитаемых в исламе праведным халифом Али.
Примечательно и вопреки распространенному мнению, братья – рыцари? – этого ордена, подобно госпитальерам и тамплиерам, давали обет безбрачия. Невиданное в исламе дело. Невиданное – в рамках обыденных о нем представлений. Причем, обнажали они оружие не только против иноверцев, даже не столько против них, сколько против тиранов – тех, кто нарушал изначально принятые в исламе нормы общежития, сложившееся при первых четырех халифах. Недаром именно Али ахи считали своим патроном.
Так вот, ахи во многом, если угодно, окормляли янычар, которые всегда сохраняли с ними тесную связь. В XVI столетии ахи были преобразованы в орден бекташи. Его исламские ородоксы считают, простите за тавтологию, самым неисламским из всех суфийских орденов.
Еще бы, если среди ритуалов ордена присутствует крещение понятно, что не в каноническом его понимании. И при этом сами братья ордена не соблюдали правил шариата и считали, что зерна истины присутствуют в каждой из религий, то есть их мировоззрение было достаточно эклектичным.
Например, они восклицали где-нибудь на стамбульском базаре: «Нет Бога кроме Аллаха», но при этом на Пасху шли в православные храмы и со всеми там молящимися православными возглашали: «Христос воскресе!», равно как и не забывали друг друга поздравлять с Рождеством. Представляете подобное в казармах янычар?
Соответственно, бытующее мнение, будто становившиеся янычарами молодые люди из христианских семей напрочь отрекались от совей религии, трудно назвать верным. Скорее их представления трансформировались в сторону не совсем верного понимания христианства . Та же исповедь у бекташей существовала, – а значит, получается, и у янычар – только не священнику, а наставнику ордена и, разумеется, она не носила характер таинства в христианском его понимании.
Уже в более позднее время, в XVIIIстолетии, бексташи почитали православного святого Косьму Эталийского. Причем в честь него, турками же казненного, бекташ Алипаша Тепеленский, приказал построить православную церковь. Почитали бекташи и святого Спиридона Тримифунтского.
К слову, не совсем верно и другое стереотипное утверждения: будто христианских мальчиков чуть ли не силком забирали из семей. Напротив, в бедных деревнях многие родители понимали, что только в корпусе янычар, в столице, их сын может выбиться в люди. И в тех славянских регионах, где подобных наборов не производилось, родители даже расстраивались из-за подобной «дискриминации».
Да и не следует преувеличивать то же православное миропонимание на покоренных османами Балканах В тамошних деревнях сознание также было довольно эклектичным. Те же богомилы упоминаются на страницах источников еще в XVII веке.
К слову, было интересно проследить их влияние – если оно было, – на бекташи. Но это – тема для другого разговора.
И в завершение: специально не занимался темой разгрома корпуса янычар в 1826 году, но, думаю, его связь с упомянутым орденом, эклектичность сознания самих воинов и дервишей, их неортодоксальные, с точки зрения норм ислама, взгляды сыграли здесь не последнюю роль.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков