Знаете, мне даже импонирует эта преемственность нравов! В ней есть что-то многообещающее в будущем, семена или, возможно, даже ростки тех самых колокольчиков, которые пробудили не только спящих при Герцене.
У знаменитого русского классика Сухово-Кобылина, автора хорошо известных "Свадьбы Кречинского" и "Смерти Тарелкина", есть пьеса под названием "Дело", посвященная даче взятки чиновнику при царском, так сказать, режиме.
Пьесы Сухово-Кобылина невозможно сравнить ни с "Ревизором" Гоголя, ни с "Горем от ума" Грибоедова хотя бы из-за степени безнадежности настроения автора; он трижды изображает, то в жанре буффонады, то в жанре трагифарса, то в жанре драмы "гражданские сюжеты" повседневной жизни того времени, отражая современную ему российскую реальность с её неизменной коррупцией и невыносимой бюрократической волокитой, угнетающей всё живое вокруг, как сказочный дементор.
"Дело" современники с завидным и вполне обоснованным усердием запрещали, поскольку, как справедливо заметил 25 июня 1863 года старший чиновник особых поручений III Отделения, цензор драматических произведений И. Нордштрем: «Мы на себя поднять рук не можем! Здесь всё высмеяно! Да кто же не поймет, что это Министерство, Министр, его Товарищ – Правитель дел и т.д.».
И действительно, зачем им зеркало, когда обоняние безошибочно подсказывает само… и не только весной.
Свадьба Кречинского на сцене театра "Красный факел"
И, хотя все три пьесы отличаются друг от друга как по содержанию, так и по жанру, их объединяют общие герои и частично сюжетные линии, а в качестве завершенной драматургической трилогии они воспроизводят целый зафиксированный автором исторический период, не оставляя, впрочем, зрителю-читателю-наблюдателю особой надежды на лучшее в будущем.
Конечно, была однажды попытка, но… такими же людьми, как и персонажи старинных пьес, успешно вскоре похороненная.
И вот уже чиновники всех рангов "обсели, обложили" страну — все эти Варравины (по имени разбойника), Живцы, Омеги, Чибисовы и Ибисовы, Герцы и Шмерцы… и уже нет спасения от них никому. Всё они держат в своих руках, и всесильна и непобедима ведомая и управляемая ими чиновно-бюрократическая и полицейская машина…
Тогдашняя ли? Нет, не только.
И именно поэтому произошел тот казус — в театре «Красный факел» в Новосибирске, однажды и совершенно неожиданно сняли с показа спектакль "Дело" режиссера Дмитрия Егорова. По той самой пьесе Сухово-Кобылина о суровой необходимости "подмазать должностное лицо".
Как сообщают "по настоятельной рекомендации силовиков".
Плакат Н. П. Акимова к спектаклю «Дело». 1952
Очевидно, играли талантливо, современно! И хочется поздравить театральный коллектив с таким несомненно-неопровержимым успехом, но как-то…
Осторожность превыше всего! Осторожность! (с)