Момент истины Superjet
Вечером 24 ноября в аэропорту Антальи приземлился и загорелся самолет Superjet, прибывший из Сочи.
К счастью, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, спасательные службы быстро прибыли на место инцидента. Однако не стоит спешить с радостью.
«Человеческий фактор». Такую формулировку часто слышит общественность от специалистов, которым поручено расследование причин аварий гражданских самолетов. Это подразумевает, что ответственность лежит на пилотах, допустивших критические ошибки или не справившихся с возникшими чрезвычайными ситуациями. В случае драматического исхода именно тот, кто находится за штурвалом, становится первым кандидатом на обвинение.
Либо же это могут быть конструктивные недостатки самолета или ошибки наземных служб. Однако их защищает некая корпоративная солидарность, с которой даже специалистам трудно спорить. Проще всего возложить вину на пилота — он практически беззащитен.
Sukhoi Superjet (SSJ) 100 — российский узкофюзеляжный самолет для ближних и средних расстояний, способный перевозить от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 3050 или 4600 км. Воскресный рейс Сочи — Анталья совершал посадку в плохих погодных условиях. Из-за изменения направления ветра произошла жесткая посадка, в результате которой самолет ударился о взлетную полосу. По мнению экспертов, в этот момент проявилась устойчивая проблема, заложенная в конструкции самого самолета. Стойка шасси пробила топливный бак, и началась утечка, которая воспламенялась от искр, появившихся во время торможения.
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Александр Гарнаев отметил, что инцидент в Анталье стал не первым, произошедшим из-за одной и той же технологической ошибки. «Конструкция соединения шасси с центропланом не соответствует нормам летной годности, что приводит к повреждению топливных баков и утечкам авиатоплива при жесткой посадке», — пояснил Гарнаев. — «Случай в Анталье стал уже четвертым».
Наиболее известная и трагическая авиакатастрофа с Sukhoi Superjet 100 произошла пять лет назад. 5 мая 2019 года Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс Москва — Мурманск, вернулся в аэропорт Шереметьево спустя 37 минут после взлета. Пилоты смогли посадить самолет, однако произошел тот же инцидент, что и в Анталье — стойка шасси пробила бак, и началась утечка топлива. В результате 41 человек из 78 пассажиров и членов экипажа погиб. Командир экипажа Денис Евдокимов сообщал, что воздушное судно не соответствовало требованиям летной годности. «Во всех случаях аварий Superjet шасси повреждало стенку топливного бака с утечкой топлива, и лишь благодаря счастливой случайности это не приводило к трагическим последствиям. Проблема повторяется, а Минпромторг упорно ее игнорирует», — заявил Евдокимов в 2020 году.
В 2023 году командир был осужден на шесть лет колонии-поселения. Следствие пришло к выводу, что он грубо нарушил правила безопасности полетов. Снова «человеческий фактор»! Пилот и его защита не согласны с приговором. Герой России Гарнаев назвал это «позорным судилищем». По его мнению, конструкция Superjet содержит несколько серьезных технологических ошибок, которые перевозчики стремятся скрыть от общества, иначе кто захочет летать на Superjet? Пилот Евдокимов продолжает отбывать наказание, возможно, незаслуженное. С 2012 года в авариях было потеряно шесть самолетов SSJ 100, в трех из которых погибли 89 человек.
«Ситуация, в которую гражданская авиация нашей страны попала впервые за 100 лет, имеет конкретных виновников, начиная с 1991 года, когда председатель правительства Е. Гайдар заявил, что «Запад нам поможет, и я договорился с «Боингом», что «Боинг» даст любое количество самолетов», — рассказывает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. — Это было предательское, абсолютно немотивированное заявление человека, не имеющего инженерного образования. И оно привело к политике разрушения национального самолетостроения». Sukhoi Superjet 100 — один из результатов этой ошибки и предательства.
В 1990 году в системе гражданской авиации у нас было 14 тысяч летательных аппаратов, и ни одного западного. Через 30 лет руководство страны осознало, в какую яму мы попали. Была разработана программа, подписанная председателем правительства, на производство более 1000 собственных самолетов. Однако, по словам О. Смирнова, у профессионалов сложилось впечатление, что «программа разрабатывалась не авиационными специалистами, а какими-то «эффективными менеджерами», которые только и думают, как освоить бюджетные миллиарды».
«Даже школьнику понятно, что для 1000 самолетов нужно 2000 двигателей, а где их взять, если ни один двигатель не производится в массовом порядке, а для 1000 самолетов нужны миллионы комплектующих? Нужны заводы, оборудование, станки, а наше национальное станкостроение было разрушено теми же людьми», — утверждает Смирнов. Вместо того чтобы производить примерно по сотне машин в год, в 2023 году в России, по словам экспертов, впервые за 100 лет не было выпущено ни одного нового самолета. Это может повториться и в 2024-м…
Когда материал готовился к печати, стало известно, что 1 декабря в аэропорту Минеральных Вод самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» совершил экстренную посадку. Причиной экстремальной ситуации стало срабатывание датчика неисправности топливного фильтра. В самолете находились 101 пассажир и четыре члена экипажа. Никто не пострадал. Именно во время экстренной посадки возникает реальная угроза для пассажиров и экипажа. Значит, на этот раз повезло?..
Григорий Алексеев
Фото: ТАСС/ Э. Романенко
Интересна тема?