Так получается, что некоторые концепции на тему "школа и образование", высказанные на страницах канала несколько лет назад, постепенно начинают реализовываться (или хотя бы обсуждаются "на высоком уровне").
Совпадение? Я полагаю, что это проще. Те, кто трудится или трудился в школах, могут делать выводы на основании того, что они наблюдают. Спроси, например, обычного учителя: "Что можно сделать, чтобы улучшить качество твоей работы?". Он даст ответ. Спроси другого — он тоже ответит. Если опросить многих, можно будет сделать какие-то общие наблюдения. И эти наблюдения рано или поздно приходят в голову тем, кто должен их осознать.
Такое, вероятно, происходит во многих сферах, когда те, кто непосредственно вовлечён в процесс, имеют идеи по повышению эффективности. Ну, а те, кто управляет всем этим, могут прислушаться к предложениям или просто отмахнуться с фразой: "А мне это нужно? Я получаю зарплату". Но вскоре оказывается, что идея неплохая, и её следовало реализовать ещё вчера.
Существует такая концепция, которую я высказывал пару лет назад, и она не только не утратила своей значимости, а стала, на мой взгляд, ещё более актуальной, поскольку работа учителем сегодня это уже не просто "проведение уроков".
В интернете я встретил множество комментариев, которые сводились к следующему: "Я мог бы работать в школе, если бы только проводил уроки. И всё. Уроки закончились — пошёл домой".
Реально ли это? Я не знаю, как обстоят дела в крупных школах, но в небольших учебных заведениях каждый учитель имеет определённую долю "обязанностей", которые отбирают не только силы, но и время. В результате из слова "качество" мы вычитаем "энергию и время". А что остаётся — то и остаётся.
Не понимаю, почему, но у тех, кто прямо влияет на нашу образовательную систему, как мне кажется, существует мнение, что: "Если к лошади вместо одной сохи пристегнуть сразу три, а на лоб повесить фонарик, чтобы можно было пахать ночью, то эффективность вспашки полей резко увеличится".
На самом деле — и лошадь быстрее устанет, и качество вспашки окажется неудовлетворительным.
Эту ситуацию мы и наблюдаем: у педагогов происходит быстрое выгорание, а общее качество знаний учеников оставляет желать лучшего.
Что же делать?
К лошади навигатор приделать.
Моя идея потребует некоторых финансовых вложений, но они не будут значительными. А эффективность определённо повысится.
Суть в следующем:
Необходимо четкое разделение ролей педагогов в школе. Первая роль — учитель-предметник. Вторая роль — педагог-воспитатель.
На сегодняшний день практически каждый учитель выполняет так называемое "классное руководство".
И вроде бы ничего сложного? Однако так может думать только тот, кто не сталкивался с этим явлением.
Что подразумевает под собой классное руководство? Это и дополнительная бумажная работа, и взаимодействие с семьями, и организация мероприятий, и наблюдение за детьми, и организация их деятельности, и многое другое. А если так "повезёт", что в классе окажутся дети из крайне неблагополучных семей (в худшем понимании этого слова), то вся личная жизнь учителя будет посвящена этим семьям, так как за любые происшествия почему-то отвечают именно педагоги.
А теперь представим ситуацию. Возьмём, к примеру, обычного учителя математики.
Урок закончился — он быстро бежит в свой класс. Затем также стремительно, по звонку, направляется на следующий урок. Потом в столовую, затем снова в класс. Затем классный час. Затем мероприятие. Потом обзвоны (переписки) родителей. И это — когда всё хорошо.
Но бывает, что что-то происходит. Уроки уходят на второй план, а на первом месте — выяснение, почему ученик из "группы риска" не пришёл на занятия. А затем выясняется, что один ученик курил на заборе, другой — написал ненормативное слово, третий — страдает от похмелья.
А ему ещё вместе с математикой добавили несколько предметов, так как учителей не хватает. Теперь ему нужно попытаться изучить хотя бы основы этих новых предметов.
Вечером, высунув язык, он пытается подготовиться к урокам и проверить тетради. А в это время болит голова, так как неясно, чем занимаются Кипятков и Пряникова (возможно, они уехали в солнечную Калифорнию), за которых классный руководитель несет ответственность.
Моя идея заключается в том, чтобы учителя-предметники занимались исключительно преподаванием. И ничем более. Исключить все социальные нагрузки, убрать все воспитательные задачи, предоставить время для подготовки к предметам и изучения нового материала (если вдруг ему придется вести "случайный предмет").
А кто же будет заниматься детьми?
Педагоги-воспитатели. В зависимости от уровня школы их количество будет варьироваться. Например, в небольших школах такой специалист может быть на 2-3 класса.
Самое главное, что требуется от таких специалистов — умение работать с детьми (и их родителями), быть стрессоустойчивым, а также уметь организовывать и проводить мероприятия.
Возможно, в педагогических колледжах и университетах можно было бы внедрить обучение именно для таких специалистов.
Плюсы
Главный плюс заключается в разграничении обязанностей.
Учитель-предметник полностью сосредоточен на уроках. У него появляется свободное время, которое можно использовать для работы с отстающими (например, "дообъяснение материала на перемене"). У него формируется стабильный график работы, который позволяет более точно планировать рабочий день.
В этом случае вся ответственность за знания ложится на учителя, которому предоставлены все возможности для выполнения своей работы.
Педагог-воспитатель — не ведёт уроков, но имеет время для работы с документами, для взаимодействия с родителями, для подготовки мероприятий (во время уроков). Он находится в постоянной связи с учителями-предметниками, чтобы своевременно провести работу с семьями и найти способы мотивации для некоторых учеников. При этом у него нет ответственности за ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Таким образом, с него можно было бы требовать даже, как минимум, за атмосферу в классе, так как отговорка "Я была на уроках и всего этого не видела" уже не могла бы иметь места.
Минусы
Потребуются дополнительные средства на зарплату педагогам-воспитателям.
Также возникнет вопрос: "Где взять ещё учителей?". Но тут получится интересный эффект. Во-первых, учитель, который работает исключительно как предметник, уже будет иметь на одну причину для увольнения меньше. Во-вторых, кто-то мог бы захотеть работать в школе (где зарплаты выше), но недостаток знаний по школьным предметам не позволял бы это сделать. В этом случае он мог бы занять такую должность (пройдя курсы по педагогике, психологии и организационной деятельности).
***
Но это всего лишь черновик, основанный на том, что в школах необходимо разделение труда. Разделение труда способствует повышению эффективности работы, так как каждый специалист в своей области совершенствует свои навыки и качества.
Кроме того, учителя все разные. У кого-то лучше получается давать качественные знания, а кто-то является отличным организатором, способным сплотить детей вокруг себя.