Курьеры — тормоз российской экономики

Курьеры — тормоз российской экономики

В настоящее время немногие осознают, что наша промышленность, сталкивающаяся с огромными кадровыми проблемами, теряет почти 2 миллиона молодых, энергичных и амбициозных сотрудников, выбравших профессию курьера. Они предпочитают зарабатывать, доставляя людям еду и продукты на электровелосипедах. Неужели это нормально?

За 11 месяцев текущего года заработок курьеров увеличился на 15%, а медианный доход в ноябре составил в среднем 115,6 тыс. рублей. Для специалистов в области IT этот показатель равен 114,2 тыс. рублей, как подсчитали в рекрутинговом сервисе HeadHunter и логистической компании ПЭК. По уровню заработка доставщики обошли менеджеров по логистике и ВЭД (79,5 тыс. рублей), дизайнеров (70 тыс. рублей), бухгалтеров (62,3 тыс. рублей) и журналистов (50,4 тыс. рублей).

Как же так вышло, что курьер без высшего образования, катающийся на велосипеде, получает деньги, сопоставимые с доходами IT-специалистов, которые провели много лет за обучением в университете? Эксперты выделили несколько причин, объясняющих, почему профессия курьера стала настоящей золотой жилой.

Услуги доставки начали подниматься на зарплатный Олимп во время пандемии COVID-19. Тогда заказы на дом стали единственным способом получить товары и продукты. Кроме того, работа курьером позволяет подрабатывать. Согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, 38% россиян совмещают эту работу с учебой, а 16% — с другой занятостью. В-третьих, для того чтобы стать курьером, не требуется специального обучения — любой может им стать. Достаточно быть физически выносливым, ловким и не стесняться носить большой рюкзак. Несмотря на то, что, как сообщает Минпромторг, в России насчитывается около 1,5 млн курьеров, компании по-прежнему жалуются на их нехватку. Дефицит такой рабочей силы достиг 200 тыс. человек — с начала года количество вакансий для курьеров увеличилось на 36%.

Скорее всего, начнутся возмущенные крики со стороны депутатов и чиновников, утверждающих, что курьерам не следует зарабатывать такие деньги. Однако лучше бы народные избранники и представители власти действительно возмущались с трибун тем, что недопустимо, чтобы российские врачи и учителя с их благородными профессиями получали мизерные зарплаты. Хотя Росстат указывает, что учителя в среднем зарабатывают 47 тыс., а врачи — 88 тыс. рублей, на практике 40% учителей получают не более 30 тыс. рублей, а врачи в некоторых регионах — 20-28 тыс. Наверняка и те, и другие мечтают о карьере курьеров, где нет стресса, а доход значительно выше.

Причины, по которым курьеры оказались в числе высокооплачиваемых профессий, уже выявлены. Это маркетплейсы и крупные ритейлеры. Например, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов раскритиковал популярность сервисов доставки, из-за которых «здоровые, физически сильные люди» уходят работать курьерами, сборщиками и упаковщиками вместо того, чтобы трудиться в производственных секторах экономики. Кузнецов также отметил, что маркетплейсы избаловали потребителей, отучив их от «банального навыка просто ходить по магазинам». В результате ресурсы страны распыляются на удовлетворение комфорта граждан, что негативно сказывается на экономике.

В кадровом дефиците, который наблюдается в настоящее время повсеместно, виноваты не маркетплейсы, предлагающие конкурентные вакансии с хорошими условиями труда, а действия чиновников, которые не могут предложить гражданам другие варианты высокооплачиваемой работы, тем самым способствуя эмиграции квалифицированных специалистов в сферу доставки. По словам депутата Госдумы Светланы Бессараб, «даже выпускники Бауманки идут на рынок работать курьерами», потому что там можно заработать больше, чем на позиции инженера.

— Промышленности требуются сварщики, токари, операторы пусконаладочных станков и другие специалисты, которых не хватает, а подавляющее большинство курьеров не обладают такими навыками. Причины нехватки кадров в реальном секторе кроются в несоответствии зарплат и провалах образовательной политики конца 90-х, когда система профтехобразования разрушилась, а престиж рабочих профессий снизился. Необходимы разработка отраслевых систем оплаты труда, создание привлекательных условий труда на предприятиях, трансформация системы среднего специального образования, корректировка учебных программ, а также налаживание эффективной системы прогнозирования кадровых потребностей на предприятиях, — говорит председатель независимого профсоюза «Новый Труд» Дарья Митина.

Елена Хакимова

Фото: LEGION-MEDIA

Интересна тема?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек