Кураев сравнил монастырские патерики с анекдотами, а жития святых с провластной газетой — мы считаем это антинаучным.

Известный теолог, ранее диакон Всея Руси, а ныне иностранный агент, отвечая на вопрос о достоверности того кринжа, что содержится в Житиях Святых, сопоставил монастырские патерики с антологией шуток для развлечения монахов, а "официальные жития святых" с первой страницей советской коммунистической газеты "Правда". Таким образом, Кураев с одной стороны наглядно продемонстрировал стремящийся к нулю уровень надежности того, что изложено в самой популярной православной литературе, а с другой стороны продемонстрировал собственную антинаучность, которая прекрасно сосуществует с обширными богословскими знаниями.

Мы применяем к религиозной литературе научный принцип историзма.

Для того чтобы понять заблуждения Кураева и других теологов, следует осознать научный принцип историзма.

Принцип историзма — это научный подход, при котором события анализируются с учетом условий, в которых они происходили, а также их неразрывной взаимосвязи с другими событиями.

Для лучшего понимания какого-либо явления, согласно научному принципу историзма, нужно погрузиться в контекст тех людей, которые создавали эти тексты. А писали они их не для тех, кто будет жить через несколько веков, а для своих современников.

О каких временах говорит Кураев?

Таким образом, анализируя высказывание Кураева, возникает вопрос, о каких временах он говорит? То есть, о газете "Правда" каких годов идет речь — о 30-х годах или 90-х годах XX века? И какие сборники анекдотов он имеет в виду? И какой авторитет имеют монастырские патерики и четье-минеи какой эпохи? Понимает ли Кураев разницу между житиями святых, которые существовали с первых веков христианства, и собранием таких жизнеописаний для богослужебного использования, составленным в XVII веке? То есть у монаха XV века из глубинки, вероятно, были какие-то книги по истории своего монастыря. В то же время у епископа, который был ближе к князю или царю, тоже имелись какие-то книги. И авторитет этих книг был велик в силу того, что это были древние книги как таковые.

Авторитет древних книг.

В донаучные времена считалось, что чем древнее книга — тем она более авторитетна. И чем раньше жил мудрец, тем он был мудрее. То есть, кто ты такой, студент, чтобы оспаривать мнение Аристотеля? В современном православии безусловным авторитетом считаются Святые Отцы. То есть любому, кто в православии попытается включить критическое мышление, сразу напомнят: кто ты такой, чтобы спорить с Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом? А я — современный человек с доступом к актуальным научным знаниям!

Авторитет

На авторитете древних книг как таковых основано антинаучное учение креационизм, которое в вопросах древности больше доверяет Библии, чем данным археологии. С научной точки зрения Библия авторитетна тем, что она передает представление древних людей о творении мира, которые добросовестно заблуждались. С богословской точки зрения Библия авторитетна тем, что на её основе сформированы вероучительные догматы христианства.

Письменный текст авторитетней слова.

В древние времена письменный текст считался более авторитетным, чем устное сказание. Таким образом, если какая-то кринжовая история о том, как монах общался с ангелами и бесами записана, то это считается авторитетным. А если просто кто-то что-то сказал об этом монахе, то это имеет такой же авторитет, как разговор на базаре. В древности книги были очень дорогими, и читать-писать умели далеко не все. Таким образом, если в древности кто-то что-то написал, значит, это стоило того, чтобы передать потомкам.

Четьи минеи

Что говорит наука про монастырские патерики, жития святых и четьи минеи.

И жития святых, и четьи минеи, и монастырские патерики — это художественная литература, то есть в них присутствует художественный вымысел. Художественный вымысел — это продукт творческого воображения автора художественной литературы. Для художественного вымысла характерно отсутствие прямых соответствий как в реальности, так и в предшествующих произведениях искусства.

В основе житий святых могут лежать исторические документы, например, протоколы допросов христианских мучеников времен императора Нерона. Но все рассказы о том, что этот мученик в воде не тонет и в огне не горит, и что ангелы исцеляли его раны, — это фантазии средневекового автора. А четьи минеи — это сборник житий святых, созданный специально для богослужебного использования. Примерно как Библия — это сборник текстов для подтверждения христианского учения.

Четьи минеи

В чем обман (самообман) церкви.

Обман церкви заключается в том, что художественная литература представляется не как творческий вымысел древнего автора, написанный с учетом моральных норм и нравственности того времени, когда это было создано, а как абсолютно достоверная истина. Таким образом, начитавшись духовной литературы, многие новоначальные христиане, как в средневековье, так и в наше время, портили здоровье и даже сходили с ума. Тем не менее, правильнее будет сказать не обман, а добросовестное заблуждение, так как Святые Отцы и другие мудрецы, авторитетные для христианской религии, жили в донаучные времена. И они считали абсолютно достоверными источниками информации как Библию, так и четьи минеи, так и монастырские патерики. Более того, для жителя средневековья абсолютным авторитетом было слово епископа, как человека высшего сословия.

Сталин не встречавшийся с Матроной Московской, про которую вообще нет документов.

Как не пострадать от церковного обмана.

Современному человеку доступны все инструменты, чтобы не стать жертвой заблуждений, которые преподносятся от имени церкви как нечто достоверное. Например, понимание того, что все монастырские патерики и жития святых, как древние, так и современные, — это художественная литература. И если написано, что какой-то монах в течение 20 лет только пил воду и съедал одну просфору, то не стоит пытаться подражать такому монаху. Также не следует пытаться лететь из пушки на Луну. Автор мог немного приукрасить, а то и просто, передаваясь из уст в уста, житие святого обрастало интересными фантазиями. Кстати, сама житийная литература не скрывает своей недостоверности — в качестве источников информации там фигурируют "кто-то что-то видел", "кому-то что-то приснилось", "кто-то кому-то что-то рассказал".

Тем не менее, самый значительный вред церковь наносит тем, кто пытается соблюдать посты. Типикон с учением о православном посте написан в XVII веке и рассчитан на продукты питания и уклад жизни своего времени. В настоящее время продукты питания совершенно иные, и быт тоже изменился. Интересно, что сами священники не слишком настаивают на том, чтобы прихожане строго соблюдали пост, и сами же дают советы, как обходить пищевые религиозные ограничения, которые апостол Павел отменил, а средневековые попы придумали.

Церковь и политика в истории.

Ранее сам Кураев восхвалял Русскую Православную Церковь за аскетизм и духовность, противопоставляя её заграничной европейской церкви, где не постятся, не целуют мощи и не читают жития святых. В настоящее время Кураев живет в этой самой Европе и теперь критикует РПЦ за политику и обслуживание интересов государственной власти. Однако из истории известно, что церковь с времен Византии обслуживала политические интересы государственной власти, и если бы в прошлом победила другая политическая сила, то у нас были бы другие догматы и обряды. Например, если бы победили ариане — мы бы верили, что в Иисусе Христе только человеческая природа, если бы победили старообрядцы — мы бы крестились двумя перстами, а если бы победила просоветская Живая церковь, которой принадлежал после Революции 1917 года Храм Христа Спасителя, то на иконах были бы изображены советские революционеры, именами которых названы улицы в СССР.

Интересно, что Кураев время от времени высказывается о связи Церкви и политики, и одновременно на диспутах о вере ссылается на богословский текст, автор которого мог быть не свободен в своем богословском мнении. Например, потому, что он не мог прочитать книгу с альтернативным мнением, которой просто не было в то время и в том месте.

Таким образом, все церковные тексты, дошедшие до наших дней и которые верующие воспринимают как "наше всё", на самом деле являются художественной литературой, написанной с учетом различных общественно-политических событий. Художественная литература не значит плохо, это значит, что к ней нужно относиться как к художественной литературе.

Если бы победили пробольшевистские священники

Лично нам не важно частное мнение Кураева, однако с точки зрения принципа историзма, его высказывания наглядно иллюстрируют мировоззрение людей его поколения, которые сейчас формируют политику церкви и общества.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи, напишите его в комментариях.
Отдельное спасибо за материальную помощь! Собираем пожертвования на лечение и кормление бедных православных блогеров, каковыми мы являемся — реквизиты СБЕР-карты на пуфике и пофиг!

Собираем донаты на кормление и лечение бедных блогеров, то есть себя

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек