На удивление всему миру в начале своего президентства Дональд Трамп кардинально изменил международную политику. Сначала многие считали, что он провоцирует, чтобы занять более выгодную позицию для переговоров. Затем заговорили о его неадекватности. После этого начались предположения о том, что он является агентом Кремля или пришельцев с Марса. Теперь же наиболее впечатлительные аналитики пришли к выводу, что президент США послан миром за грехи и чтобы не оставить от него камня на камне.
США. Пенсильвания. Филадельфия. Бывший президент США, кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп во время выступления на предвыборном митинге. Фото: AP/TASS
Некоторые российские политологи заметили, что импульсивные решения Трампа напоминают определенные моменты из истории СССР. Об этих аналогиях мы поговорили с писателем и волонтером СВО Германом Садулаевым.
«ВН»: – Герман, вам происходящее сейчас в США не напоминает перестройку?
– В некоторой степени да. Это своего рода перестройка, но в американском стиле. С возвращением к якобы консервативным ценностям и с поворотом вправо.
Да, в определенной мере это перестройка по-американски. Однако у нас этот процесс произошел довольно серьезно и длился около 10, 15, 20 лет. А если считать, что сейчас мы частично возвращаемся к доперестроечным позициям, то и 30 лет можно учесть. В то время как цикл в Америке может быть намного короче.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв и его супруга Раиса Максимовна, Москва, 2 июня 1988 / Википедия
Там цикл определяется просто президентским сроком, и следующий президент, скорее всего, не продолжит тенденции сегодняшней американской перестройки. Он просто вернет курс американской политики к привычному для демократов направлению.
«ВН»: – Но мы слышим всё больше голосов, что если так пойдет дальше, то демократы не будут иметь практически никаких шансов к 2028 году. Что следующим президентом станет либо Трамп, либо Вэнс.
– Возможно, так и будет, а может, и нет. Электоральная демократия устроена так, что народ за время правления одной партии устаёт от неё, накапливает негатив и часто склонен переходить к другой партии, которая на фоне накопившегося недовольства начинает выглядеть более привлекательной.
Собственно, это и составляет основу двухпартийной системы, когда народ с одной стороны на другую перескакивает, а на самом деле власть остается в руках того же олигархата.
Предвыборные дебаты между Дональдом Трампом и Джо Байденом
«ВН»: – Как человек левых взглядов, как вы относитесь к происходящему в США?
– Для нас, левых социалистов, мало что меняется, потому что мир, особенно западный, остается в рамках доминирования либеральной парадигмы. Там просто меняются левые либералы на правых, а затем снова правые на левых. Но по сути и те, и другие пропагандируют капиталистическую идеологию, идеологию свободного рынка, рыночных отношений, капитализма и империализма.
Поэтому для социалистов разницы между левыми и правыми либералами нет.
«ВН»: – Политика Трампа имеет явно национальный характер. Сам лозунг «Сделаем Америку великой снова» на это намекает. Америка – это, конечно, нация, а не национальность. Но тем не менее это чем-то напоминает такую «Весну народов». Что за муха из XIX века укусила США?
– Я полагаю, что национализм правых либералов в основном является популизмом. Это в основном популистские лозунги, созданные для того, чтобы понравиться народу. В основе их стратегии все равно лежат интересы транснациональных корпораций.
США. Вашингтон. Генеральный директор SpaceX и Tesla Илон Маск во время выступления на параде по случаю инаугурации президента США Дональда Трампа. Фото: ZumaTASS
И поэтому их защита национального рынка, национального капитала довольно относительна. В конечном итоге это должно играть на руку транснациональному капитализму и империализму.
Другое дело, что такая держава, как Америка, может реализовывать свой национализм именно как империализм, защищая свои интересы по всему миру и интересы своих корпораций, которые уже фактически стали транснациональными. Это может восприниматься как национализм. Но на самом деле это популизм, потому что речь не идет о значительном улучшении жизни широких слоев населения. Скорее всего, речь идет о больших прибылях для транснациональных корпораций.
«ВН»: – Как можно говорить о транснациональной природе такого явления, как трампизм, когда США вводят экстремальные торговые пошлины? А также Дональд Трамп покушается на священную корову глобализма – на границы стран «золотого миллиарда». У Дании он хочет забрать Гренландию, Канаду превратить в свой штат.
– Его защита рынков работает лишь в одном направлении, в пользу Америки. Он хочет оградить американский рынок от иностранных товаров, но при этом совершенно не собирается прекращать экспорт американских товаров в другие страны.
Си Цзиньпин. Фото: Andy Wong/ AP/TASS
Он также не намерен прекращать экспорт американских капиталов в другие страны. Именно поэтому он говорит о разработке месторождений в различных уголках мира.
Америка не собирается ограничивать себя ни в экспорте товаров, ни в экспорте капиталов, ни в международном влиянии на весь мир.
Америка намерена ограничить другие страны в доступе на свой рынок и в влиянии на американскую экономику. Но свою экономику Америка не собирается ограничивать. Так что это нечто вроде автаркии.
Это автаркия в одну сторону – защитить только себя и свою экономику, но не защищать другие страны от своей экономики. Об этом и речи не идет, поэтому это, безусловно, империализм. Это не национализм и не автаркия. Это именно империализм.
США. Айова. Оттумва. Экс-президент и кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп во время предвыборного митинга. Фото: AP/TASS
«ВН»: – Подождите, но он же понимает, что последует ответная реакция от других стран? Или Дональд Трамп настолько инфантилен или эксцентричен, что думает, в ответ его будут закидывать цветами и говорить «да-да, давай еще, молодец»?
– Здесь он рассчитывает на внеэкономические методы принуждения. Империалисты полагаются не только на экономические стратегии взаимодействия. Они также рассчитывают на внеэкономические способы давления. Когда они ставят своих партнеров по бизнесу в явно невыгодное положение с точки зрения экономики (в плане распределения прибыли), они надеются на политическое и военное принуждение.
Трамп, например, уже давно указывает Европе на её место, утверждая, что «вы, Европа, не тратите деньги на оборону, потому что находитесь под нашим зонтом, мы вас защищаем, наш американский оборонный бюджет защищает, в том числе, и Европу».
И Трамп говорит, что это его не устраивает. И если Европа будет как-то проявлять недовольство, он может пригрозить сократить свое военное участие в НАТО, свой военный защитный щит над Европой.
США. Вашингтон. Президент США Дональд Трамп (слева) и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (справа) во время встречи в Белом доме. Фото: AP Photo/Manuel Balce Ceneta/ТАСС
Таким образом, мы не можем ожидать, что в отношениях с Америкой все будут действовать на равных. То есть если Трамп увеличивает пошлины – это не значит, что другие страны ответят тем же. Трамп вводит какие-то ограничительные меры – это не значит, что они введут ответные меры против Америки. Нет, это возможно только при равноправном партнерстве. А партнерство-то у них неравноправное.
У Трампа в рукаве еще много козырей, как политических, так и военных. Поэтому я не думаю, что здесь будет развиваться какое-то параллельное движение равноправных партнеров, которые взаимно ограничивают друг друга.
В любом случае, намерение Трампа не таково. Его цель – вывести американскую экономику на первый план, в то время как остальные пусть занимают второстепенные роли. Я думаю, именно это он и намеревается сделать.
Фото: Charlie Neibergall /AP/ТАСС
«ВН»: – Вы испытываете какую-то симпатию к такому мачистскому, брутальному, но в то же время довольно искреннему поведению Трампа?
– Нет, его мачизм не вызывает у меня никаких положительных эмоций. Это явная открытая позиция империалиста, который стремится диктовать всему миру свои условия.
Я социалист. Почему это должно вызывать у меня позитивные чувства?
Правые, они готовы с трепетом лобызать руки всем, кто проявляет силу. А мы, социалисты, смотрим на то, в чьих интересах эта сила проявляется.
Если эта сила служит интересам господствующего класса, крупной буржуазии, то какая бы она ни была мачистская или привлекательная, для нас это не имеет значения. Это все предвестники фашизма на самом деле. Потому что правый либерализм рано или поздно всегда ведет к фашистским диктатам.
США. Вашингтон. Генеральный директор SpaceX и Tesla Илон Маск во время выступления на параде по случаю инаугурации президента США Дональда Трампа. Фото: ZumaTASS
Это его закономерный путь, это не какой-то эксцесс на жизненном пути правого либерализма. Это закономерный путь – прийти к фашизму. И чем больше будет этого мачизма, чем больше будет явной брутальной силы, тем ближе к фашизму.
«ВН»: – А вызывает ли у вас в таком случае отторжение весь этот брутализм? Или какие-то опасения?
– Да, это вызывает у меня опасения. Потому что любое усиление Америки для моей страны ничего хорошего не сулит. И мы снова не понимаем наших правых, которые так радуются усилению Америки.
Америка будет усиливаться за счет остальных, в том числе и за счет России. Она будет усиливаться за счет концепции многополярного мира.
Герман Садулаев / ВН
Американские президенты, как Байден, так и Трамп, всегда утверждают, что «мы, Америка, будем диктовать условия, а весь остальной мир должен подстраиваться под нас». Это их позиция. Как демократов, так и республиканцев. Это их общая позиция. Они действуют немного по-разному, но цель у них одна.